Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Алкоголь на Новый год: потребителя ждёт «повторение 90-х»?

Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

В начале ноября Минпромторг одобрил параллельный импорт алкоголя в Россию. В страну без разрешения правообладателей можно ввозить порядка 40 алкогольных брендов, в основном — виски. Несмотря на это, крупные импортеры заявили о риске дефицита ряда популярных брендов — виски Chivas Regal, ликера Baileys, шампанского Moët. В преддверии новогодних праздников РБК Петербург спросил у экспертов, каким будет ассортимент в магазинах, как меняются цены на спиртное и насколько велика вероятность появления на полках контрафакта под видом продукции известных марок.

Руководитель отдела по работе с корпоративными и частными клиентами ГК Simple Владимир Воробьёв рассказал, ассортимент каких брендов будет меньше и как меняется спрос на алкоголь; президент компании Ladoga Вениамин Грабар объяснил, почему дистрибьютеры справятся без параллельного импорта; а генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский предупредил о некоторых рисках, которые создает схема параллельного импорта.


Алкоголь на Новый год: потребителя ждёт «повторение 90-х»?
Вениамин Грабар, президент компании Ladoga:

«Мы имеем сбалансированный портфель напитков и не планируем заниматься параллельным импортом. Нам удалось найти новые финансовые и транспортные коридоры и решить часть проблем. В целом, если следовать рыночной логике, то цена на товар, ввезённый параллельным импортом, будет выше. Когда импорт осуществлялся одним официальным поставщиком, он мог управлять ценой и поступиться маржей за счет больших объемов и маркетинговых бюджетов, которые давали бренды, сохраняя привлекательность для потребителя. Когда, по сути, все будут возить всё, при этом стараясь заработать, цена будет существенно выше. Конкуренция между импортерами будет на уровне логистики — кто сможет снизить себестоимость, тот сможет предложить более низкую цену.

«Когда, по сути, все будут возить всё, при этом стараясь заработать, цена будет существенно выше».

Осенью этого года ощутимо вырос спрос на продукцию в тех категориях, где львиную долю имели ушедшие с рынка бренды. В большей степени речь об игристом из Шампани, французском коньяке и шотландском виски. Дефицитные виды импортной продукции уходят что называется «с колес» — мы едва успеваем привезти, провести проверку в лаборатории, растаможку и оклейку марками, как в течение пары дней товар расходится на квоты и уезжает по клиентам. Предвидя ажиотаж, мы заключили контракты с новыми поставщиками из Шампани. По итогам 2022 года планируемый нами объем импорта коньяка из Франции будет больше в четыре раза, чем по итогам 2021 года, виски — больше на 70%.

Вероятнее всего на столах потребителя не будет напитков ушедших брендов в категориях игристых вин Шампани, виски и коньяка. Маловероятно наличие вин США, Австралии и Новой Зеландии. Ушедшие бренды Шампани в некоторой части смогут заменить менее политически мотивированные поставщики из этого региона. Кроме того, в той же Франции можно обратиться к креману и бланкету, в Испании — к каве, а в Австрии — к зекту. Все они сделаны по той же технологии, что и вина Шампани, но в других винодельческих регионах и являются более доступными по цене. Они продолжают поступать на рынок, в том числе и через нашу компанию. Среди российских производителей некоторые тоже используют классический метод — такие вина есть у «Кубань-вино», «Новый свет», «Усадьба Дивноморское» и других виноделен.

В категории виски активизировались отечественные производители. Здесь еще предстоит много работы с дистиллятами, выдержкой и объемами, но определенный результат уже есть. Два года назад мы запустили бренд Fowler’s, продажи которого по итогам восьми месяцев этого года выросли в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Кто бывал в отелях Востока и Азии, наверняка встречал «аналоги» известных торговых марок. Мы категорически против попадания таких, опасных для жизни наших граждан, напитков в Россию».

Отрадно, что итоговый список по параллельному импорту сильно и в лучшую сторону отличается от обсуждаемого изначально. Невключение туда напитков и категорий, с которыми успешно справляются и российские производители — верное решение. Речь о водке, джинах, некоторых видах ликеров и массмаркетном виски. Однако мы все еще опасаемся попадания на рынок некачественного алкоголя под видом известных брендов. Разрешение ввозить любой алкоголь любому оператору чревато импортом некачественного контрафактного алкоголя, то есть повторением картины 90-х годов. Кто бывал в отелях Востока и Азии, наверняка встречал «аналоги» известных торговых марок. Мы категорически против попадания таких, опасных для жизни наших граждан, напитков в Россию и надеемся, что ввоз алкоголя в рамках параллельного импорта будет осуществляться при должном контроле государственных органов».


Алкоголь на Новый год: потребителя ждёт «повторение 90-х»?
Владимир Воробьев, руководитель отдела по работе с корпоративными и частными клиентами ГК Simple:

«Как будет на практике осуществляться параллельный импорт алкоголя, сейчас сложно сказать. По сути, им могут заниматься сами торговые сети. Другой вопрос, что ещё надо найти этот товар, а он квотируется. То есть количество такого алкоголя будет ограничено. Думаю, используя этот механизм, импортёры что-то успеют завести к Новому году.

Алкоголь сейчас дорожает, даже без параллельного импорта. Понятно, что с новой логистикой он будет ещё дороже. Когда эти производители работали в России, они боролись за долю рынка, делали ценовые промо. Теперь этого никто делать не будет.

«Алкоголь сейчас дорожает, даже без параллельного импорта. Понятно, что с новой логистикой он будет ещё дороже».

С ростом цен на алкоголь падает спрос. Как и во всём потребительском сегменте в октябре спрос упал на 30% по сравнению с июлем-сентябрём. Относительно прошлого года у нас сейчас спрос на том же уровне. Но по рынку падение в целом около 30% по сравнению с осенью 2021 года.

Уже понятно, что на полках перед Новым годом не будет в избытке французского шампанского — тех марок из Шампани, к которым потребитель привык (например, марки LVMH — Moët & Chandon, Veuve Clicquot, Ruinart). Но будут другие марки игристых напитков — тоже из Франции, из Италии со схожими характеристиками. Будет ограниченный выбор виски. Но всему можно будет найти замену — нет шотландских виски, есть ирландские; нет американского бурбона — есть что-то другое. Что касается вина, то уже несколько лет достаточно серьёзная тенденция к росту потребления российских вин. Они все подтянулись в качестве.

«Всему можно будет найти замену — нет шотландских виски, есть ирландские; нет американского бурбона — есть что-то другое».

Риска в росте потребления контрафактного алкоголя я не вижу. Конечно, можно произвести шотландские виски Johnnie Walker на каких-то российских винзаводах. Но сбыть такую контрафактную продукцию в торговые сети будет невозможно. Только в какую-то локальную розницу в маленьких городах. А там премиальный импортный алкоголь никому не нужен — там пьют русскую водку».


Алкоголь на Новый год: потребителя ждёт «повторение 90-х»?
Максим Черниговский, генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка»:

«Я был и остаюсь категорическим противником введения в РФ системы параллельного импорта в отношении алкогольной продукции. Импортный алкоголь никогда не являлся стратегически важным продуктом для нашей страны. В России существует достаточно отечественных заводов, способных обеспечить наших граждан всеми видами качественной алкогольной продукции в необходимом количестве.

«В России существует достаточно отечественных заводов, способных обеспечить наших граждан всеми видами качественной алкогольной продукции в необходимом количестве».

Давайте опираться на цифры. По данным Федеральной таможенной службы, всего производство водки в 2021 году составило 810 млн литров, с учётом ликероводочных изделий — 930 млн литров. Импорт виски в 2021 году в РФ составил 41 млн литров, в т.ч. из Великобритании 66% и США 16% от всего объема импорта этого алкогольного напитка. Импорт рома в прошлом году составил 8 млн литров, текилы — 3,5 млн литров, джина — 2,8 млн литров. Таким образом, доля дорогого импортного алкоголя в сегменте крепких напитков составила в прошлом году порядка 6%. Доля импорта пива и пивных напитков по итогу прошлого года тоже составила порядка 6%. Такая ситуация — во всех сегментах алкогольного рынка РФ, кроме тихих и игристых вин.

В связи с этим, мне непонятен информационный ажиотаж по поводу возможного дефицита алкогольной продукции в России в текущем году. С учётом, что производство алкоголя в стране в январе-октябре подскочило на 12% в годовом выражении.

Сама по себе система параллельного импорта алкоголя вызывает у меня много вопросов. Не приведёт ли это к росту ввоза нелегальной продукции в нашу страну? В ситуации, когда правообладатель не несёт никакой ответственности за качество поставляемой продукции, а посредники не смогут на 100% обеспечить ввоз в РФ только легальной продукции, возникают неоправданные риски.

«В ситуации, когда правообладатель не несёт никакой ответственности за качество поставляемой продукции, а посредники не смогут на 100% обеспечить ввоз в РФ только легальной продукции, возникают неоправданные риски».

Необходимо понимать, что потребителем дорогих игристых вин и премиального крепкого алкоголя является очень небольшая целевая группа наших граждан. Например, шампанское Moёt потребляет менее 1% россиян. Ничего страшного, если данный класс потребителей поменяет свои ассортиментные предпочтения и осуществит в своих головах импортозамещение. Нельзя на одну чашу весов класть привычки «дорогих» граждан, а на другую — увеличение объёмов спиртосодержащей дряни, которая на основе законодательной базы параллельного импорта будет реализовываться в огромном количестве на всей территории нашей страны.

Что касается алкогольного ассортимента в магазинах перед Новым годом, то, по моей информации, на складах у импортёров ещё есть необходимые остатки импортного алкоголя. В любом случае, как я говорил ранее, в России достаточно своих производителей, поэтому ни о каком дефиците алкоголя речи не может идти. Возможно, что-то из зарубежного алкоголя уже через параллельный импорт попадёт на полки перед праздником. Но цены на такую продукцию вырастут в конвертированной валюте на 20-25%».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 17.11.2022

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 23 апреля
EUR ЦБ: 99,36 (-0,21)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Курс доллара на 23 апреля
USD ЦБ: 93,25 (-0,19)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Между Арменией и Азербайджаном установили первый пограничный столб Политика, 16:01
Федотов подписал новый контракт с клубом НХЛ на сумму $6,5 млн Спорт, 16:00
ЦСКА объявил об уходе лучшего бомбардира и еще четырех хоккеистов Спорт, 15:59
МВД Эстонии закроет церкви, не отказавшиеся от РПЦ Политика, 15:56
Как недорого обновить дачу и сделать ее стильной Недвижимость, 15:41
Мой ребенок взрослеет: как это пережить Pro, 15:38
Полиция Молдавии провела 162 обыска у оппозиционного блока «Виктория» Политика, 15:37
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Минобороны впервые сообщило об уничтожении ЗРК MIM-23 HAWK Политика, 15:36
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 15:34
АСТ остановило продажи двух книг после письма из прокуратуры Политика, 15:30
Экс-командир «Ахмата» рассказал, когда ВСУ «должны посыпаться» Политика, 15:29
Олимпийская чемпионка вернулась в лыжи после четырех лет в биатлоне Спорт, 15:25
Набсовет «Северстали» рекомендовал квартальные дивиденды в размере ₽38,3 Инвестиции, 15:21
Эрдоган указал Пашиняну на «новый порядок» на Кавказе Политика, 15:18