Жители Петербурга скупают франшизы ресторанов и интернет-магазинов
В январе-сентябре 2023 года спрос на покупку готовых компаний и франшиз на площадке «Авито» вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает пресс-служба сервиса. При этом рост усилился в третьем квартале этого года и опередил прошлогодний показатель более чем на 22%, говорят эксперты платформы.
Какие сегменты растут
Наиболее популярными сегментами бизнеса на «Авито» аналитики называют предприятия общественного питания, пункты выдачи заказов (ПВЗ) и интернет-магазины. На общепит в первые девять месяцев этого года в Петербурге приходилось 20% спроса (против 19% за аналогичный период прошлого года), на ПВЗ — 15% (против 14% в 2022 году), на онлайн-торговлю — 11% (против 5%). Востребованными направлениями также оказались индустрия развлечений (рост спроса +86% год к году), строительство (+79%), стоматология и медицина (+56%).
По данным руководителя компании Topfranchise.ru Василя Газизулина, в Петербурге в 2023 году наибольшими темпами рос спрос на франшизы в сегменте детского образования, индустрии красоты, общественного питания, ретейле и ИТ. «ИТ-франчайзинг — это специфическое направление. Оно охватывает все услуги, которые возможно заказывать онлайн, например клининг», — пояснил он в разговоре с РБК Петербург. Что касается общепита, то рост, по словам эксперта, происходит в том числе за счет развития сервисов доставки. «Доставка блюд в Ленобласти только начинается и для предпринимателей это «голубой океан», — полагает он.
Почему происходит рост
Василь Газизулин подтверждает, что востребованность готового бизнеса в этом году возросла. По его мнению, рынок франшиз подстегивает рост жилищного строительства в Петербурге. «Идет гигантская стройка на периферии Петербурга и внутри города, а вместе с ней увеличивается доля коммерческой недвижимости. Это является драйвером потребительского спроса», — говорит Газизулин. Он отметил, что в 2023 году усилился туристический поток в Петербург, что также стимулирует спрос на услуги.
Как отмечает руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» на «Авито» Илья Дудковский, рост инвестиций в готовый бизнес связан с тем, что развитие собственного дела у людей начинает всерьез восприниматься как альтернатива работе по найму и возможность для диверсификации источников доходов.
Впрочем, вместе с ростом открытий бизнесов по франшизе растет и количество случаев их закрытия, говорит Василь Газизулин, не называя конкретных цифр. «Но тенденция плюсовая, открывается и продолжает работать большее количество точек. Закрываются, в том числе, франшизы иностранных компаний — крупные fashion-бренды. В целом в ретейле цикл работы предприятия составляет около пяти лет. Потом происходит ротация — либо ребрендинг, либо уход из бизнеса. Все, что было открыто пять лет назад, постепенно уходит с рынка, отдавая место новым форматам», — говорит он.
Ранее РБК составлял рейтинг самых популярных в России франшиз после ухода с франчайзингового рынка многих зарубежных игроков. В ТОП-5 вошли бренды медицинских лабораторий «Ситилаб» и «Гемотест», магазинов «Пив&Ко» и Greenway, а первое место занял 1С.