Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как снизить расходы на ремонт грузовой техники РБК и Gazpromneft, 09:58 Шалом, стартап: как Израиль построил успешную венчурную экосистему Pro, 09:42 Бобровский пропустил две шайбы после первых двух бросков в матче НХЛ Спорт, 09:40 Отчет Apple — уже сегодня. На Уолл-стрит эйфория: ждут $103 млрд выручки Инвестиции, 09:39 Путин поручил МИД провести с США переговоры о продлении СНВ-3 Политика, 09:37 ФСО заявило об отсутствии охраняемых объектов в районе Геленджика Политика, 09:30 Как восстановить стершиеся границы между работой и личным РБК и СберМаркет, 09:29 В Москве по уголовному делу задержали третьего участника протестов Общество, 09:23 В Москве по делу о нападении на машину ФСБ задержали TikTok блогера Общество, 09:14 Путин поговорил с Байденом, кто заплатит за полигоны. Главные новости РБК Общество, 09:07 Собянин отменил обязательный перевод на удаленку 30% сотрудников Общество, 09:02 ФСБ объяснило бесполетную зону в районе Геленджика Политика, 09:01 Власти Москвы сняли запрет на работу баров и ресторанов ночью Общество, 09:00 Что такое эндаумент и зачем обществу целевые капиталы РБК и Фонд Потанина, 09:00
С.-Петербург ,  
0 

Более 700 компаний из Петербурга оказались на грани «вымирания»

Фото: Алексей Смышляев/Интерпресс
Фото: Алексей Смышляев/Интерпресс

В Петербурге на стадии ликвидации и банкротства находятся более 700 компаний с суммарным оборотом в 380 млрд руб. Согласно данным исследования, проведенного РБК Петербург, почти половина из них является дистрибьютерами, на втором месте в рейтинге аутсайдеров — строительные компании. По мнению экономистов, статистика по банкротствам в России в целом и в Петербурге в частности говорит о том, что экономика находится в околостагнационном состоянии.

Вымирающий класс

По данным «СПАРК-Интерфакс», по состоянию на середину октября в Петербурге начитывалось 708 предприятий, находящихся на стадии ликвидации и банкротства. При подсчетах учитывались только предприятия с годовым объемом выручки от 100 млн руб. Среди них 48% приходится на оптовую и розничную торговлю, 15% — представители строительной отрасли.

Среди ликвидирующихся и банкротящихся дистрибьюторов львиная доля приходится на «оптовиков» (343 компании из 371). Спектр их работы очень широк — начиная от торговли пищевыми продуктами, лесоматериалами аппаратурой и оргтехникой, заканчивая продажей топлива.

Среди «оптовиков» с экономическими сложностями столкнулось немало дистрибьюторов продуктов питания и табака. Наиболее крупным предприятием в этом сегменте стала компания «Атико» (торговля шоколадом и кондитерскими изделиями), оборот которой в 2017 году составил 55,3 млрд руб. Далее следуют дистрибьюторы пищевых продуктов «Прод Трейд» (выручка 4,3 млрд руб.), «Триумф» (2,8 млрд руб.), а также «Арктика» (2,5 млрд руб.).

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что большое количество банкротств среди оптовиков подтверждает тот факт, что дистрибьюторы становятся «вымирающим классом». «Ранее они выполняли функцию, которой не хотели заниматься производители или ретейлеры, но с тех пор, как крупные сети начали развивать свои распределительные центры, она потеряла свою актуальность. Особенно это заметно в мегаполисах, где наиболее заметно проникновение торговых сетей. Уверен, что в будущем дистрибьюторское звено будет актуально в основном для импорта продуктов питания и товаров народного потребления», — поделился прогнозом эксперт.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что большое количество банкротств среди оптовиков подтверждает тот факт, что дистрибьюторы становятся «вымирающим классом».

Есть в списке обанкротившихся или ликвидирующихся дистрибьютеров и 16 оптовых топливных компаний. Среди них «Геотон-СПб» с оборотом 1,7 млрд руб., «Химойл» (1,2 млрд руб.) и «Спектр Сервис» (1,1 млрд руб.). Эксперт-аналитик «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что на фоне роста оптовых цен на моторные топлива скорее можно было ожидать банкротства независимых АЗС и розничных сетей, чем оптовых дистрибьютеров. «Вряд ли это связано с какими-то объективными процессами. Не думаю, что владельцы этих компаний намерены выйти из этого бизнеса. Вероятнее всего, ликвидация компаний (некоторым, кстати, всего три-четыре года с момента регистрации) — это всего лишь «техническое решение, связанное со сменой юридического лица на новое с передачей бизнеса», — сказал Алексей Калачев.

Более пессимистично настроен первый замгендиректора «Петербургской топливной компании» (ПТК) Леонид Чурилов. Ранее в разговоре с корреспондентом РБК Петербург он отмечал, что причина банкротств оптовых топливных компаний заключается в активности крупных игроков рынка из числа вертикально-интегрированных холдингов или компаний с действительно большими оборотами типа ПТК на рынке Северо-Запада. К тому же, по его словам, бизнес многих небольших и средних компаний в Петербурге был построен на продаже заменителей дизельного топлива (так называемых средних дистиллятов), которые с первого января 2018 года выросли в цене из-за введения акцизов.

Строительный обвал

Немалую долю в общем числе банкротств занимают строительные компании. Это девелоперы, производители строительных материалов, организации, занимающиеся дорожными работами. Наиболее крупным является бывший подрядчик судоверфи «Звезда» — «Комплексные энергетические решения» (КЭР), объем выручки которого в прошлом году составил 8,4 млрд руб. Компания сообщила о намерении подать иск о собственном банкротстве весной этого года. Причина — наличие признаков неплатежеспособности.

Процедура банкротства применена и в отношении «Евромонолит» Владимира Углова (строительство жилой и коммерческой недвижимости, выручка за 2017 год — 4,9 млрд руб., убыток — 130 млн руб.). Начиная с лета этого года ликвидируется компания «Московский двор» миллиардера Александра Кожина с оборотом 3,5 млрд руб., а с октября этого года — «Континент» Михаила Панфилкина (строительство мостов и тоннелей) (оборот — 1,9 млрд руб., убыток — 643 млн руб.).

По словам партнера и руководителя корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Кирилла Саськова, основными причинами банкротства в строительной сфере являются усиление государственного регулирования в рамках «борьбы» за права дольщиков, а также падение покупательской способности на фоне удорожания тарифов, стоимости работ и материалов. «Периодически, конечно, встречаются и недобросовестные застройщики, инициирующие банкротство, как изначально планировавшийся механизм «заработка», но, в основном, этому способствуют объективные причины. Очевидно, что позитивных сигналов для рынка в настоящий момент нет, политика не меняется, регулирование ужесточается, а экономическая ситуация не благоприятствует, что, по пессимистическим оценкам, может только увеличить количество банкротств в сфере строительства и недвижимости в ближайшее время», — сказал Кирилл Саськов.

«Позитивных сигналов для рынка в настоящий момент нет, политика не меняется, регулирование ужесточается, а экономическая ситуация не благоприятствует, что, по пессимистическим оценкам, может только увеличить количество банкротств в сфере строительства»

Подобного мнения придерживается и руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин. «Количество банкротств строительных компаний может только вырасти. К ним наверняка добавится волна банкротств застройщиков, которые не смогли или не смогут перестроиться на работу по новым правилам долевого строительства, с эскроу- и специальными счетами», — полагает эксперт.

Офисная пустота

Больше 9% от общего числа банкротящихся и ликвидируемых предприятий занимают различного вида производства. К крупнейшим можно отнести «Балтийскую солодовенную компанию» (2,7 млрд руб.) и «Метробетон» (производство товарного бетона, выручка — 2,5 млрд руб.). По данным «СПАРК-Интерфакс», в числе банкротящихся компаний находится также «Металлургический завод «Петросталь» (производство сортового горячекатаного проката и катанки, оборот в 2017 году — 2,5 млрд руб., входит в ГК «Кировский завод»). Однако в пресс-службе ГК «Кировский завод» сообщили РБК Петербург, что производство по делу о банкротстве завода было прекращено еще 2 февраля решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга. В компании также сообщили, что до 2020 года планируют провести техническое перевооружение существующих металлургических мощностей (общая сумма инвестиций в проект составит около 1,39 млрд руб.). Планируемая выручка производственной площадки — около 6 млрд руб. в год.

В общей статистке банкротств петербургских предприятий значатся и несколько дистрибьютеров компьютерной и офисной техники. Среди них — «Комтехторг» (2,1 млрд руб.), «СТ Проджект» (371 млн руб.) и «Проект Инвест» (244 млн руб.). По мнению экспертов, это может быть связано с сокращением объема ввода офисной недвижимости в последние годы. Так, по данным Maris в ассоциации с CBRE, за девять месяцев этого года была завершена реконструкция и введено в эксплуатацию всего 43 тыс. кв. метров качественных офисных площадей, что на 43% меньше объема введенных площадей за аналогичный период 2017 года.

Сергей Бакешин также отмечает, что все чаще оказываются на слуху банкротства компаний из отраслей, которые не так заметны в общей статистике, но сильнее всего влияют на повседневную жизнь людей. Это туроператоры, авиаперевозчики, автодилеры и банки.

Тревожный симптом

В целом, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, число введенных судами процедур конкурсного производства в отношении юридических лиц в Северной столице за три квартала этого года составило 539, что на 2% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Общероссийский показатель за три квартала года не изменился, а в Москве возрос на 8%.

Цифры говорят о том, что экономика находится в околостагнационном состоянии.

Ранее РБК писал, что по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), количество банкротств по всей России за три квартала 2017 года выросло по сравнению с 9 месяцами 2016 года на 12,4%, до 3227.

Несмотря на то, что количество банкротств в 2018 году вернулось на уровень годичной давности после пика в конце 2017 года, замгендиректора ЦМАКП Владимир Сальников уверен, что в целом цифры говорят о том, что экономика находится в околостагнационном состоянии. По его словам, риски сконцентрированы в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос — строительных секторах, машиностроении, — а также воздушном транспорте. «Там ситуация стабильно напряженная», — сказал он.