Петербург надеется получить часть упущенного контракта на 210 млрд руб.
Заказ на строительство ледоколов «Лидер» не достанется Петербургу: строить суда будет дальневосточная верфь «Звезда». Балтзавод, который также претендовал на этот контракт и реконструировал под него свои мощности, поучаствует в проекте, но лишь как поставщик отдельных узлов и агрегатов. Аналогичные шансы есть и у других предприятий отрасли. Опрошенные РБК Петербург эксперты оценили, какую часть контракта стоимостью 210 млрд руб. могут получить петербургские судостроители.
Хотели сами
О том, что российское правительство окончательно определилось с тем, кто будет строить атомные ледоколы типа «Лидер», стало известно на прошлой неделе. Контракт оценочной стоимостью в 70 млрд руб. за один ледокол достанется дальневосточной суперверфи «Звезда», которую в консорциуме с «Роснефтегазом» и Газпромбанком создает «Роснефть». Как сообщил вице-премьер Юрий Борисов, назначение «Звезды» единственным исполнителем контракта одобрено президентом Владимиром Путиным. Всего, по словам Борисова, будет построено три атомных ледокола. «Звезда» будет исполнять контракт в кооперации с российскими судостроителями, в том числе с Балтийским заводом. Партнеры будут делать для ледоколов отдельные агрегаты и узлы, сообщил Борисов.
Балтзавод (входит в ОСК) рассчитывал получить контракт на строительство ледоколов «Лидер» целиком. Как ранее писал РБК Петербург, генеральный директор предприятия Алексей Кадилов даже просил у губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко «административного воздействия» на правительственную рабочую группу, чтобы заказ достался Балтзаводу. Преимуществами Балтзавода представители ОСК называли его близкое расположение к конструкторским бюро и к основным производителям комплектующего оборудования. Но, очевидно, административный ресурс или не помог, или не был применен. В пресс-службе ОСК пока отказались прокомментировать принятое правительством решение.
«Мы уже некоторое время назад понимали, что заказ получит «Звезда». Петербург мог бы выполнить этот заказ, но Россия — большая страна, и Дальний Восток тоже нужно развивать», — сказал в разговоре с корреспондентом РБК Петербург председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин.
Перспективы кооперации
Впрочем, по его словам, в строительстве ледокола все равно будет участвовать достаточно большое число петербургских предприятий. «Без учета металла до 40-50% ледокола будет произведено петербургскими предприятиями. Если же не брать в расчет металл, то внутренняя инженерная начинка на 70% будет произведена в Петербурге», — оценивает Мейксин. По его словам, сейчас идет обсуждение с представителями «Звезды» о том, чтобы на ледоколах использовалось российское оборудование (существенная часть которого производится в Петербурге), а не китайское или корейское.
Балтзавод без заказов также не останется, добавил Мейксин. Сейчас обсуждается строительство еще двух серийных ледоколов проекта 22220. Головной и два серийных ледокола этого проекта уже строятся на Балтзаводе.
Однако некоторые из опрошенных РБК Петербург экспертов скептически оценивают перспективу кооперации петербургских судостроителей и «Звезды». По оценке заместителя начальника аналитического отдела Инвестиционной компании ЛМС Дмитрия Маркова, петербургским предприятиям (Балтзаводу, ЦКБ «Айсберг», ФГУП «Крыловский государственный научный центр») может достаться не более 25% от контракта на строительство ледоколов «Лидер».
Заместитель генерального директора завода «Пелла», эксперт Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Илья Вайсман считает, что петербургские предприятия смогут получить до 15% от объема собственных работ головного исполнителя и дополнительно — поставки специального оборудования.
Суперзаказы для суперверфи
Отметим, что необходимость создания такой верфи, какой должна стать «Звезда», судостроители признают. Не вызывает сомнения и тот факт, что для обеспечения экономической целесообразности такая верфь потребует большого объема крупных заказов — на строительство ледоколов, газовозов, морских платформ, отмечают эксперты.
«Таких современных верфей для строительства крупнотоннажных судов, кораблей и морских платформ в России нет вообще. Они остались на Украине. Строить такую верфь надо было обязательно ещё с 2000 года», — говорит Илья Вайсман. Он напомнил, что строить новый комплекс с сухим доком длиной 450 м собирались строить на Северной верфи, но в итоге проект реализован не был. Китай за это время построил уже 10 таких доков, говорит Вайсман. По его словам, абсолютное большинство петербургских верфей позволяет собирать морскую технику из блоков по 50 т — 200 т, тогда как новая верфь позволит собирать ее из блоков по 1 тыс. т.
Справка
Атомный ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт и полным водоизмещением более 71 тыс. т позволит обеспечить широкую проводку судов по Северному морскому пути, необходимую для развития арктических проектов, на протяжении всего года. Сейчас танкеры ледового класса могут преодолевать без использования ледоколов восточное направление Северного морского пути, где толщина льда достигает 4 м, только в период летней навигации — несколько месяцев в году начиная с июля.