Выстрел в ногу: на фитнес-рынок Петербурга выходят москвичи
Сразу два федеральных игрока анонсировали запуск фитнес-клубов в Петербурге. Для москвичей может стать сюрпризом невысокая платежеспособность петербуржцев и перегруженность рынка, предупреждают местные игроки.
Спорт дверь в дверь
В сентябре 2019 года федеральный девелоперский холдинг Crocus Group Эмина и Араза Агаларовых откроет в Петербурге фитнес-клуб Crocus Fitness. Площадь нового клуба составит 2 тыс. кв. м, он займет последний этаж «ТК «Владимирский пассаж». Объем инвестиций в клуб, по данным компании, составит 100 млн руб. Влад Петров, генеральный директор сети фитнес-клубов Crocus Fitness, рассказал, что пока речь идет об одном клубе в Санкт-Петербурге, параллельно компания открывает клуб в Сочи. В дальнейшем компания готова рассматривать разные предложения, в том числе, о покупке действующих игроков.
Сейчас, напомним, в ТК «Владимирский пассаж» работает другой фитнес-клуб — Sportlife. «Поскольку Sportlife — исключительно женский, мы посчитали, что Crocus Fitness дополнит наш торговый комплекс», — говорит Дмитрий Пирогов, директор по развитию ТК «Владимирский пассаж». По его словам, Sportlife сохранит за собой арендуемые площади на 3-м и небольшой участок на 4-м этаже, а оставшуюся часть 4-го этажа арендует Crocus.
В Crocus Fitness уверены, что аудитории двух клубов не будут пересекаться из-за разницы в ценовом позиционировании — их клуб работает в премиальном сегменте. «В Петербурге отсутствуют фитнес-клубы премиум-сегмента по цене бизнес-класса. Этим как раз и отличается наша сеть фитнес-клубов: мы предлагаем премиальные клубы по комфортной цене», — говорит Влад Петров.
Crocus
Девелоперская компания Crocus Group начала открывать фитнес-клубы два года назад. Сейчас сеть насчитывает четыре клуба в Москве. Клуб в Петербурге станет первым в регионах. В числе проектов, реализованных холдингом, «Крокус Сити» — город-спутник Москвы, «Крокус Экспо» — международный выставочный центр, концертный зал «Крокус Сити Холл».
Единоборства в массы
До конца года в Северной столице начнет работу еще один крупный игрок фитнес-рынка. «Русская фитнес группа» (РФГ), которая развивает сети World Class и World Class Lite, выведет на российский рынок международный бренд UFC (американская организация, проводящая бои по смешанным единоборствам). В ближайшие десять лет группа планирует открыть не меньше 55 клубов UFC Gym в России. Первый UFC Gym начнет работу в Москве, следующий — в Петербурге, сообщила Ольга Слуцкер, председатель совета директоров РФГ. Она подчеркнула, что концепция клубов ориентирована на всю семью, а не только на людей, увлеченных борьбой, и профессиональные программы подготовки борцов будут адаптированы.
Компания будет открывать и собственные клубы, и сублицензионные. По словам Ольги Слуцкер, сейчас ведется поиск площадки в Петербурге. Николай Прянишников, гендиректор РФГ, добавил, что в числе прочих рассматривается вариант оборудования под UFC одного из действующих клубов сети. Стоимость годовой карты UFC, как планируется, составит 40 тыс. руб. в год, это дешевле, чем в США, где посещение стоит 89-120 долл. в месяц.
При этом компания ищет возможности и для дальнейшего развития бренда World Class в Петербурге. Сейчас РФГ управляет пятью клубами в городе: World Class, два World Class Lite и один World Class Luxury. Стоимость абонементов, в зависимости от формата, варьируется от 17 до 100 тыс. руб. в год.
На связи с профессиональным спортом
«Открыть в Питере клуб сейчас — это как выстрелить в ногу себе. Шансы, что клуб будет успешен, очень невелики, потому что рынок перегружен. Все лидеры — Alex Fitness, Fitness House — идут в регионы. И не от хорошей жизни», — говорит Денис Горнев, директор по развитию фитнес-клубов «Легенда», «Молот» и Fitness Family.
Николай Прянишников признает, что рынок Петербурга очень сложным, и город опережает Москву по количеству клубов на тысячу жителей. «Доходность клубов здесь ниже: если в Москве окупаемость составляет 4 года, то в Петербурге — 6-7 лет. Поэтому мы очень внимательно выбираем помещение», — говорит Николай Прянишников. Он также отметил, что под UFC отчасти легче найти помещение, так как это клуб без бассейна. Компания рассматривает и покупку действующих клубов, и аренду помещений в новостройках.
Денис Горнев, в свою очередь, отмечает, что даже 40 тыс. руб. в год — это высокая цена для петербуржцев, большинство клубов сейчас пытаются хотя бы перестать продавать абонементы дешевле себестоимости. Как отмечал гендиректор Fithess24 Анатолий Соломонов, сделать это почти невозможно, потому что у людей просто нет денег. Почти половина абонементов его клубов покупается в кредит или по кредитным картам.
При этом Горнев назвал хорошим знаком выход на рынок американского бренда, так как популярность единоборств сейчас растет, у бренда есть возможность занять нишу людей, которые любят единоборства. «В России это очень сильно развито, поддерживается даже на официальном уровне. В ближайшие лет 20-30 никто в мире нас не догонит по самбо. Понятно, что UFC надо идти туда, где их знают», — говорит Денис Горнев. Выход мирового бренда позволит коммуницировать с профессиональным спортом, который уже существует в мире.
Алексей Ковалев, президент Alex Fitness, также назвал выход новых игроков позитивным трендом в развитии фитнеса. Он считает, что появление новых клубов в среднем и выше среднего ценовом сегменте не приведет к повышению цен на рынке Петербурга. «В Петербурге много клубов с дорогими абонементами. Цена отражает покупательскую способность и возможность, а не желание собственников продать дороже. Поэтому я уверен, что новые игроки будут отталкиваться от рынка, а не рынок от них», — говорит он.
Справка
В 2018 году объем рынка фитнес-услуг мог увеличиться почти на 5%, до 118,9 млрд руб., а в этом году ожидается рост уже на 6%, оценивали ранее аналитики «РБК Исследования рынков». Петербург занимает примерно 12% рынка, еще 21% — города-миллионники, остальное — Москва и Московская область. Потенциал рынка остается огромным — пока в фитнес-клубы регулярно ходят только 2,6% населения.