Петербургские фитнес-клубы объявили о скором скачке цен на свои услуги
Работающие в Петербурге фитнес-клубы планируют повысить стоимость абонементов на 15-30%. Как поясняют участники рынка, отказ от демпинга — одно из главных условий выживания для большинства игроков отрасли. Опрошенные РБК Петербург эксперты соглашаются, что в сложившейся ситуации изменение ценовой политики — вынужденный и вполне логичный шаг. Однако его результатом может стать потеря части клиентов.
Дошли до ручки
Стоимость абонементов в петербургские фитнес клубы в этом году вырастет впервые за последние несколько лет, рассказали участники рынка в рамках встречи, организованной Ассоциацией операторов фитнес-индустрии. «Стоимость абонементов в Москве — 45 тыс. рублей, а в Петербурге клубы аналогичного класса стоят 15 тыс. рублей. Такого разрыва цен не может быть, это полный демпинг», — поясняет Вита Копосова, управляющая клубами X-Fit Морской фасад и X-Fit Аврора в Петербурге. X-Fit, напомним, вышла в Петербург в прошлом году, купив клубы «Планета Фитнес». По словам Копосовой, стоимость абонементов в X-Fit будет выше по сравнению с ценами предыдущего оператора.
Аналогичные планы есть и у других игроков. Так, Денис Горнев, директор по развитию фитнес-клубов «Легенда», «Молот» и Fitness Family, говорит, что в 2019 году эти компании будут «вытаскивать цену на комфортный для себя уровень» — стоимость абонементов вырастет на 15-20%. Как утверждает Горнев, клубы демпинговали последние несколько лет, но пик самых низких цен в Петербурге прошел.
«Такой безумной конкуренции как в Петербурге больше нигде нет. В 2018 году 85% городских клубов работали ниже себестоимости, это не позволяет зарабатывать. У нас был случай, когда клиент ходил между двумя соседними клубами, один из которых наш. Получал скидку, шел с ней к конкуренту и добивался еще большего снижения цены», — рассказывает Горнев. По его мнению, повышение стоимости фитнес-услуг дисциплинирует клиентов и сделает рынок более цивилизованным.
Продержаться три месяца
У некоторых участников рынка уже есть опыт повышения цен. Как рассказал исполнительный директор холдинга Alex fitness (73 клуба в России) Артем Курзов, такой шаг может дать положительный результат при условии, что клуб выдержит краткосрочный отток клиентов. По словам Курзова, отток происходит в течение трех месяцев, после чего спрос восстанавливается, а клиенты привыкают к новым ценам. Еще одно важное условие успеха — инвестиции в улучшение клуба. «Клиент должен понимать, почему он теперь платит больше», — объясняет Артем Курзов. В этом году Alex fitness инвестирует в общей сложности около 600 млн руб. в реновацию и открытие новых клубов. Обновление пройдет в шести фитнес-клубах (один из которых в Петербурге). Примерно столько же клубов откроются.
Однако далеко не все игроки готовы радикально менять ценовую политику. В том же Alex fitness стоимость абонемента вырастет на 20-30%, но только в некоторых клубах сети, где такое повышение будет признано целесообразным. При этом компания не намерена полностью отказываться от демпинга, подчеркивает Курзов.
Аналогичная стратегия у сети Fitness House. Как сообщил ее владелец Алексей Фурсов стоимость абонементов в клубах сети не изменится. «Торгуем по ценам 2014 года», — сказал Фурсов.
Группа риска
Таким образом, в наиболее уязвимом положении оказываются мелкие и средние игроки, которые не в состоянии выдерживать ценовую конкуренцию с крупными компаниями. С одной стороны, как отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев, повышение цен на 15-20% — вынужденная мера. «Издержки фитнес-клубов растут, на них влияет повышение НДС, рост курса валют. Необходимость в повышении цен назрела», — говорит Коренев.
С другой стороны, как считает гендиректор Fithess24 Анатолий Соломонов, в нынешней экономической ситуации повышение стоимости фитнес-услуг едва ли возможно. «У людей просто нет денег. Почти половина наших абонементов покупается в кредит или по кредитным картам, — говорит он. — Фитнес-клубы выставляют ту цену, которая может привлечь клиентов».
Как считает Алексей Коренев, массового падения спроса на фитнес-услуги не произойдет. Последние годы рынок растет, несмотря на экономические трудности, подчеркивает эксперт. При этом уровень проникновения фитнеса в России, по данным «Финам», в среднем составляет 2,5%. В Петербурге он не превышает 7%.
Однако поднять цены без риска потери клиентов смогут только компании, работающие в высоком ценовом сегменте. «Клубы высокого сегмента ничем не рискуют, их аудитория нечувствительна к колебаниям цен, скорее всего будет небольшая ротация из клубов сегмента средний плюс в клубы среднего ценового сегмента, а и из среднего — в эконом. Или к конкурентам, которые не повышали цен», — говорит Коренев.
Справка
По данным «РБК Исследования», в Петербурге работают 550 клубов. Петербург занимает 12% от общего объема рынка фитнес-услуг, который в прошлом году составил более 110 млрд руб. Оценки официальной статистики скромнее: Петростат сообщает, что в январе-феврале 2019 года объем платных услуг по физической культуре и спорту составил 1,1 млрд руб.