Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Поэтичный код: зачем ИТ-компаниям понадобились гуманитарии — Bloomberg Pro, 11:53 Маск впервые написал в Twitter через спутниковый интернет Starlink Бизнес, 11:47 Из-за хлопка газа в частном доме в Дагестане пострадали четыре человека Общество, 11:43 Чистая прибыль X5 Retail Group в третьем квартале упала в 3,5 раза Бизнес, 11:41 В центре Москвы нашли брошенную шестимесячную девочку Общество, 11:41 Соперник Александра Волкова снялся с главного боя турнира UFC в Москве Спорт, 11:38 Законопроект о вытрезвителях поддержал профильный комитет Госдумы Общество, 11:32 Вышел финальный трейлер девятого эпизода «Звездных войн» Общество, 11:29 Росстат назвал сферы деятельности с самым быстрым ростом зарплат Экономика, 11:16 В районе прорыва дамб в Красноярском крае нашли сейф с 18 кг золота Общество, 11:12 Чек-лист: готов ли ваш автомобиль к зимнему сезону РБК и Dunlop, 10:57 В Сети появилось видео смертельного боя росгвардейца за краповый берет Общество, 10:57 Аудиторы заявили о неэффективности вложения средств в Северный Кавказ Экономика, 10:49 Как Армани спасает свою империю в эпоху интернет-торговли Бизнес, 10:39
С.-Петербург ,  
0 
«Яндекс.Такси» покупает петербургскую «Партию еды»
Сооснователь «Партии еды» Михаил Перегудов (Фото: пресс-служба компании)

Основным владельцем петербургского сервиса по доставке продуктов для приготовления ужина «Партия еды» стал «Яндекс.Такси», следует из сообщения компании «Яндекс». В нем говорится, что «Яндекс.Такси» получит 83,3% компании. Еще 16,7% останутся у трех совладельцев «Партии еды», но «Яндекс.Такси» будет иметь право выкупить их доли в течение нескольких лет.

По словам сооснователя и гендиректора «Партии еды» Михаила Перегудова, эти трое — он, Филипп Башьян и Владимир Черкашин. Эдуард Тиктинский (Группа RBI), Сергей Алешин (ГК «Санекст.про») и Александр Родионов вышли из состава инвесторов.

«Цена справедливая»

«Сделку технически вчера завершили, переговоры шли год. Мы приняли такое решение, потому что считаем рынок доставки продуктов очень перспективным, он только зарождается, чтобы расти на нем дальше, нам нужен был сильный партнер, стратегический инвестор. «Яндекс», я считаю, — это лучшее, что могло с нами случиться. Это крупная IT-компания, с крутой командой, и, что приятно, с одинаковыми культурными ценностями», — добавил он. «Цена справедливая», — лаконичен Михаил Перегудов.

Эдуард Тиктинский сообщил РБК Петербург, что доволен сделкой — и ее «финансовый результат» многократно превысил размер его инвестиций в проект: «Это несопоставимо с банковскими депозитами. Не говоря уже о том, какое удовлетворение в течение трех лет мне приносила совместная работа с молодыми коллегами, Михаилом Перегудовым и его командой». «Для меня в этой истории самое важное — опыт, который я передавал и получал. Счастлив, что нам вместе удалось «раскрутить» проект до сегодняшних масштабов. Я с удовольствием и дальше оставался бы акционером «Партии еды», но с точки зрения бизнеса это правильное решение всей команды. Оно связано с финансовой мотивацией, с возможностью резко ускорить рост и развитие бизнеса в партнерстве с «Яндексом», — добавил он.

Сумму сделки стороны не раскрывают. В прошлом году выручка «Партии еды» выросла на 88%, до 141,6 млн руб., убыток оставался на уровне 2016 года и составил 32,5 млн руб. В интервью РБК Петербург Эдуард Тиктинский и Михаил Перегудов говорили, что по итогам 2017 года бизнес компании вырос в 2,5 раза. Уже в прошлом году компания перешагнула рубеж в сто тысяч ужинов в месяц. Ежемесячная выручка составляла более 40 млн. Отвечая на вопрос о возможном выходе из проекта, тогда Эдуард Тиктинский сказал, что пока планирует продолжать сотрудничество с «Партией еды», добавив: «Хотя крупные игроки могут начать делать предложения, от которых сложно отказаться...».

Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин называет сделку удачной для «Яндекса», учитывая возможную синергию с сервисом «Яндекс.Еда». «Вспоминая недавние сделки, оцениваю 100% актива в 1,5 млрд руб.», — отметил он. Гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров оценил сделку в 280 млн руб., а Леонид Делицын из ГК «ФИНАМ» — в 200-300 млн руб.

Эдуард Тиктинский (слева) и Михаил Перегудов (справа) (Фото: RBI)

Расширение фудтех-бизнеса

Благодаря сделке, «Яндекс» расширит свой фудтех-бизнес, в который входят сервис доставки готовых блюд «Яндекс.Еда» и сервис экономии на покупках «Едадил». «Команда «Партии еды» добилась отличных результатов благодаря вниманию к мелочам и заботе о качестве на всех этапах, от выбора поставщиков до доставки. Опыт и возможности Яндекса в масштабировании бизнеса выведут сервис на новый уровень и сделают его доступным миллионам людей», — приводятся в сообщении слова операционного директора «Яндекс.Такси» Даниила Шулейко.

После закрытия сделки ООО «Партия еды» останется самостоятельной компанией под руководством сооснователя и генерального директора Михаила Перегудова. Функции сервиса будут интегрированы в продукты «Яндекса».

«С учетом вхождения «Яндекса» в капитал компании планы роста бизнеса на 2019 год могут быть пересмотрены. Для «Яндекс.Такси» появление в портфеле такого сервиса формирует масштабный потенциал синергии, так как соответствует ключевым трендам в поведении покупателей: стремлению к здоровому образу жизни и сбалансированному и натуральному питанию», — говорит Михаил Бурмистров.

Справка

«Партию еды» четыре года назад создал Михаил Перегудов. Он вложил около 10 млн руб. в «продуктовый конструктор». Идея сервиса в том, что компания поставляет клиенту коробку с набором продуктов и рецептами блюд на наделю. В сентябре 2018 года «Партия еды» доставила более 200 тыс. комплектов для приготовления ужинов. Две трети клиентов компании пользуются сервисом по подписке, получая продукты еженедельно.

По данным СПАРК на июнь, владельцами ООО «Партия еды» были глава Группы RBI Эдуард Тиктинский (33,25%), Филипп Башьян (17,1%), Михаил Перегудов (17,1%), Владимир Черкашин (16,9%), Сергей Алешин (11,9%) и Александр Родионов (3,8%).

Популярный объект для инвестиций

Стартап пользуется стабильным успехом у инвесторов. Так, еще на старте проекта в 2015 году 40% компании за несколько десятков миллионов рублей приобрел Эдуард Тиктинский, основатель и совладелец девелоперского Группы RBI. Тогда же Михаил Перегудов стал обладателем Премии РБК Петербург («За привлечение инвестора и сохранение семейных ценностей»).

Михаил Перегудов на церемонии вручения Премии РБК Петербург 2016 (Фото: РБК Петербург)

В прошлом году в состав инвесторов компании вошли Владимир Черкашин и Сергей Алешин, совладельцы группы компаний «Санекст.про» (системы отопления и водоснабжения). Они инвестировали 60 млн руб. В начале прошлого года Черкашин занял пост управляющего партнера «Партии еды».

Лидеры и направления

В прошлом году, напомним, «Яндекс» закрыл сделку по покупке сервиса доставки еды Foodfox (источники РБК оценивали сделку в 500 млн руб.). Интерес к фудтеху проявляют и другие крупные компании. Так, в том же 2017 году Mail.Ru Group, владеющая Delivery Club, приобрела сервис доставки еды ZakaZaka. Сделка обошлась холдингу в 20 млн долл.

Эксперты говорят, что за последние годы на быстрорастущем рынке фудтеха уже выделились как основные направления, так и лидеры: доставка готовой еды из ресторанов или магазинов (Delivery club, iGoods), доставка продуктов для приготовления еды («Партия еды», «Дома вкуснее»), доставка персонализированных продуктов (фермерских, спортивного и функционального питания). Ранее РБК подробно писал о том, как сервисы по доставке еды теснят рестораны. Посещаемость ресторанов, по данным аналитиков РБК, в прошлом году снизилась на 7%, в то время как популярность сервисов по заказу еды увеличилась на 17%.

«Объем фудтех-рынка в России составляет порядка $1,4 млрд, — говорит Александр Фролов, основатель и управляющий партнер международного венчурного фонда Target Global. — По сравнению с США и Европой Россия пока отстает, так что потенциал этого рынка высок. Доля проникновения онлайн-сервисов в сегменте продуктов у нас составляет менее 1%, тогда как в Великобритании — 7%, а в США — порядка 3%».

По его словам, способствуют развитию несколько факторов: высокая конкуренция между игроками на рынке, низкая стоимость услуг курьеров, изменение менталитета людей в крупных городах — они реже стали готовить сами.
В России в целом есть сложности с логистикой — большие расстояния, особенно с доставкой еды в маленькие города. Пока плотность заказов в больших городах сравнительно низкая. Например, в Европе города меньше и курьеры, доставляющие еду, делают больше заказов в час.

«Пока никто из этих сервисов не показал выдающихся результатов. База клиентов довольно ограниченная, и мы не видим массовых привлечений клиентов при эффективных расходах на маркетинг», — говорит Александр Фролов. При этом он признает, что те клиенты, которые у сервисов есть, стабильно покупают и за счет высокой повторяемости хорошо монетизируются.

Target Global оценивает суммарную выручку игроков, работающих в этом сегменте, в 50-100 млн долл.
 

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК