Судебные приставы требуют ввести в России уголовную ответственность для физлиц
Министерство юстиции и Федеральная служба судебных приставов РФ рассматривают возможность введения уголовной ответственности для физических лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений. Об этом в ходе выступления на Юридическом форуме в Москве заявила заместитель директора ФССП Татьяна Игнатьева.
Сейчас подобная ответственность предусмотрена только для должностных лиц.
Вообще, во словам Т.Игнатьевой, российское законодательство содержит недостаточное число мер принуждения в отношении должника. В качестве неудачной меры принуждения Т.Игнатьева привела исполнительский сбор в размере 7% от суммы долга. Одним из способов простимулировать должника Т.Игнатьева считает дисконт в 50% от размера штрафа, который предлагается применять в случае быстрой выплаты штрафа.
Т.Игнатьева коснулась и других вопросов функционирования службы – она рассмотрела перспективы становления института частных приставов в России. По ее словам, переход к системе частных судебных приставов поставит под угрозу исполнение по "социальным" производствам. В странах с подобными системами возникают большие проблемы с исполнением таких производств, как взыскание алиментов, долгов за услуги ЖКХ и неимущественных производств, которые вообще не имеют материального содержания (например, о передаче ребенка одному из родителей).
В качестве примера Т.Игнатьева привела приговор одного из судов Бурятии, недавно вынесенный в отношении безработного мужчины, по вине которого сгорело 5 га леса. Кроме наказания, суд постановил взыскать с него ущерб в размере более 500 млн руб. Т.Игнатьева отметила, что такого рода производства не будут интересовать частных судебных приставов.
При этом она признает, что России следует "сверять часы" со странами, в которых есть и частная, и государственная системы судебных приставов.
Одной из главных трудностей в работе приставов Т.Игнатьева считает "глухоту" российских судов. По словам замглавы ФССП, суды отвечают приставам не более чем на 5% запросов о разъяснении вынесенных решений, притом что судебные вердикты порой напрямую противоречат друг другу. Т.Игнатьева подчеркнула, что решения должны быть не только непротиворечивыми, но и "понятными даже приставу со средним специальным образованием". Это особенно актуально в связи с большой текучестью кадров в службе судебных приставов.
Отвечая на вопросы участников форума, Т.Игнатьева признала, что в рамках исполнительного производства, используя различные лазейки, в том числе противоречивые судебные решения, можно отобрать или уничтожить чей-либо бизнес. При этом у приставов вызывают недоумение ситуации, когда они не могут арестовать дорогой особняк, так как он является единственным жильем должника и, в соответствии с законодательством, не может быть арестован. То же самое относится к джакузи, которое часто признается не предметом роскоши, а предметом, необходимым для поддержания личной гигиены, и также не может быть арестовано.