В Петербурге упали темпы роста зарубежного онлайн-шопинга
Всего за год темпы роста количества иностранных посылок, которые получают петербуржцы, сократились в пять раз: если в 2017 году он составлял более 50%, то по итогам 2018 года — 10%. По мнению экспертов, замедление роста объясняется, в том числе, снижением покупательской способности россиян.
Поток мельчает
По данным Управления Федеральной почтовой службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, объем входящих международных отправлений за 2018 год составил 21,6 млн штук, это на 10,2% больше, чем в 2017 году (19,6 млн посылок). Это резкое замедление, поскольку в 2017 году объем входящей международной посылочной почты в Петербурге и Ленобласти рос на 52,3% по сравнению с 2016 годом, когда почта обработала 12,9 млн входящих международных отправлений.
Причем в Петербурге и Ленобласти в этом году сокращение темпов продолжилось, в отличие от федеральной статистики, где динамика остается на уровне прошлого года. Так, в январе 2019 года, по предварительным данным УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, было обработано 2,2 млн шт. международных почтовых отправлений. Это на 6% больше объема, обработанного за аналогичный период 2018 года. Для сравнения, в целом по России количество посылок из иностранных интернет-магазинов увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 35,9 млн.
Ключевым драйвером, влияющим на динамику потока отправлений с товарными вложениями, на «Почте России» называют трансграничную электронную торговлю. По данным УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, более 90% международных отправлений приходится на долю Китая, затем идут страны Западной Европы и Северной Америки.
Маленькие зарплаты и большие посылки
Генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков связывает негативную динамику с высоким уровнем проникновения иностранных онлайн-магазинов. «База покупателей уже очень хорошая, в 2018 году количество пользователей Aliexpress составило 20 млн человек, количество посылок точно не будет снижаться, но и бурного роста, который мы видели в последние годы, можно не ждать», — говорит он. По данным исследования логистической компании DPDgroup, в мире около 58% интернет-покупателей приобретали товары на иностранных сайтах, что на 6 п.п. выше показателя 2016 года.
По мнению Ивана Федякова, для полноценной картины рынка не хватает данных по объему трансграничной торговли в деньгах, но он делает предположение, что этот объем растет более высокими темпами. «Доверие к покупкам за рубежом растет, сервис часто лучше, чем в российских магазинах, потому потребители не боятся делать крупные покупки», — говорит эксперт.
Однако в самом Aliexpress причиной сокращения динамики считают невысокую покупательную способность жителей. «Петербург стабильно занимает второе место после Москвы по объему заказов на AliExpress и Tmall. Снижение позитивной динамики не столько заметно, но может быть связано в том числе со снижением покупательной способности населения», — говорит представитель AliExpress в России Антон Пантелеев.
Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт», в замедлении темпов роста винит ЧМ-2018: «На объем посылок в 2018 году больше повлиял ЧМ по футболу, граждане просто смотрели матчи, а не проводили время на торговых интернет-площадках».
Разницу не заметили
Напомним, что снижение потока импортных посылок было главной целью лоббистов снижения порога беспошлинного ввоза посылок из-за рубежа. С 1 января он составляет €500, в два раза меньше, чем раньше. Эту инициативу лоббировали участники Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) — отечественные ретейлеры, которые считали, что зарубежные и отечественные интернет-магазины работают в неравных условиях. В частности, онлайн-площадки в России должны платить НДС, тогда как иностранные ретейлеры избавлены от этой нагрузки.
Тем не менее опрошенные РБК Петербург продавцы предметов роскоши пока не ощутили изменений. «Мы не особенно почувствовали разницу после снижения порога беспошлинного ввоза в Россию, но пока рано делать выводы, поскольку с момента принятия ограничения прошел всего месяц», — говорит Михаил Куприн, маркетинг-директор «Кашемир и Шелк» (14 магазинов в Петербурге под брендами «Кашемир и Шелк», аутлеты All Seasons Комфорт и монобрендовые бутики Herno, Peserico, Lorena Antoniazzi). Он наблюдает дальнейший рост продаж в интернет-сегменте, а также тенденцию увеличения числа покупок в интернет-магазинах с мобильных устройств.
Кроме этого, активно развивается направление fashion-аутлетов, говорит он на основе результатов проекта «Кашемир и Шелк», сети аутлетов All Seasons Комфорт.
«Снижение порога беспошлинного ввоза в Россию никак и ни на что не повлияло, по нашему мнению, ибо не изменилось ровным счетом ничего», — говорит Алексей Федоров, экс-президент АКИТ. — Раньше заказывали условную одну посылку за 1 тыс. евро, сейчас две по 500 евро».
Иван Федяков считает, что делать выводы о последствиях снижения порога беспошлинного ввоза можно будет только по итогам 2019 года. Тем не менее, он уже сейчас отмечает, что от нынешнего ограничения Китай пострадает значительно меньше, чем продажи брендовой продукции в США и Европе. Иван Федяков убежден, что порог беспошлинного ввоза нужно снижать и дальше, до десятков евро, как бы этому не противились потребители внутри страны, поскольку разница стоимости в 20% смертельна для отечественных онлайн-ретейлеров: «Это ненормальная ситуация, когда у продавцов из другой страны автоматически весь товар на 20% дешевле».