Ректор ИТМО — о льготах для вузов, оттоке ИТ-кадров и выходе «за флажки»
Российские власти могут распространить льготы для ИТ-компаний на вузы, готовящие профильных специалистов. Такую инициативу прорабатывают в Госдуме РФ, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на главу комитета Госдумы по информполитике, ИТ и связи Александра Хинштейна. Среди льгот, которые сейчас имеют аккредитованные ИТ-компании — нулевая ставка на прибыль до конца 2024 годы, социальные страховые взносы за сотрудников 7,6% (вместо стандартных 30%), отсрочка от мобилизации для сотрудников.
В разговоре с РБК Петербург ректор Национального исследовательского университета ИТМО Владимир Васильев рассказал, в чем интерес вузов в предоставлении льгот, что происходит с ИТ-кадрами в стране и как ИТМО выстраивает партнерство по образовательным проектам с Востоком.
Зачем вузам льготы
— Глава комитета Госдумы по информполитике, ИТ и связи Александр Хинштейн заявил, что ряд российских вузов и Минцифры обсуждают возможность предоставить льготы учебным заведениям, готовящим ИТ-специалистов, наравне с аккредитованными разработчиками ПО. С вами обсуждалась такая инициатива?
— Конкретно с Хинштейном и его командой мы не общались, нас никто не приглашал к обсуждению. Но я знаком с этой инициативой из СМИ. Если действительно такие льготы примут для вузов, которые готовят более 50% студентов по ИТ-специальностям, то ИТМО под эти льготы попадет. У нас обучается более 60% студентов по ИТ-направлениям. Моя оценка этой инициативы положительная.
— В чем ваш интерес? Что дадут вузам обсуждаемые в Госдуме льготы?
— Дело в том, что студенты и преподаватели в области ИТ, на мой взгляд, наиболее мобильная группа. То есть, для переезда им не нужно брать с собой свои уникальные установки или какие-то инженерные устройства. Им необходимы только голова, компьютер и доступ к сети. Меры поддержки важны для того, чтобы показать специалистам вуза, что наша страна их ценит и понимает, что они нужны именно здесь, что один из трендов технологического развития страны связан с ИТ. Это область, которая влияет не только на экономику, но и на социальную сферу. Для того чтобы сохранить интеллектуальный потенциал, важно со стороны государства дать правильный сигнал людям, которые работают в области информационных технологий.
— Учитывая, что работникам ИТ-отрасли проще остальных релоцироваться, можно ли сказать, что основной интерес вузов в льготах заключается в предоставлении преподавателям отсрочки от мобилизации?
— Безусловно, и в этом тоже. У ИТ-специалистов достаточно тонкая внутренняя организация — они в большей степени интроверты, потому что работают со знаками, «сами с собой». Кстати, осенью прошлого года было предложение ввести отсрочку от мобилизации для кандидатов и докторов наук. Преподаватели и сотрудники — тоже молодые люди. Мне кажется, это была важная инициатива. Но повторюсь: принципиален сигнал, о котором я говорил, а какие именно будут предоставлены льготы — отсрочка от мобилизации, льготная ипотека, снижение налогов, страховых взносов — это уже второй по важности вопрос.
— В итоге в мае Госдума не поддержала эту инициативу. У вас есть предположения, почему?
— Мое предположение — власти посчитали, что все должны быть равны перед законом. При этом люди, которые работают в организациях оборонно-промышленного комплекса, имеют эту отсрочку. Они выполняют работу, результаты которой нужны здесь и сейчас. Но то же можно сказать и про сферу ИТ. Если загадывать лет на пять вперед, то мы рискуем к 2030 году остаться без квалифицированных кадров. Нужно сохранять и преподавательское, и научное сообщество.
— Насколько для ИТМО преподавательские кадры — острый вопрос?
— ИТМО работает на фронтирах (передовые научные исследования — ред.), мы не занимаемся импортозамещением, мы занимаемся «импортопредвосхищением». То есть, создаем то, чего еще нигде нет, тем самым формируя технологический суверенитет страны. Людей, которые могут преподавать в этой сфере, давать фундаментальные и прикладные знания, не так уж много. Например, высококвалифицированные преподаватели в области искусственного интеллекта в вузах — это уникальные специалисты.
Про дефицит кадров на ИТ-рынке
— Способна ли эта и другие уже введенные льготы существенно затормозить отток ИТ-специалистов из России?
— Абсолютно. По тем причинам, о которых я уже говорил — людям важно показать, что у них есть возможность спокойно работать в стране, и в них как в специалистах нуждаются.
— Удалось ли к данному моменту переломить негативный тренд на ИТ-рынке — прекратить отток и обеспечить приток кадров в Россию?
— Притока я пока не вижу. Все, кто хотел уехать — уехали, сейчас отрицательная динамика затормозилась. В том числе благодаря принятым льготам для ИТ-компаний. Но по большей части, мне кажется, потому что уехали все, кому было некомфортно оставаться.
— Является ли сейчас дефицит ИТ-кадров острым?
— Вопрос в первую очередь в качестве. Сегодня каждый вуз в стране готовит специалистов по ИТ-профилю. Если вы посмотрите на рынок труда, то на одну вакансию в ИТ на позицию «джуна» — начинающего специалиста — придется 18-20 резюме. Специалистов много, рынок перегрет. Насколько я знаю, «Яндекс» и «Сбер» просматривают на одну вакансию по 100 человек, но иногда не могут никого отобрать. Проблема в качестве подготовки. Дефицит есть на позициях «мидл+», «синьоров» — руководителей групп, проектов. Сейчас набирает оборот тенденция сотрудничества технических вузов и компаний, чтобы закрыть этот дефицит. Мы еще в 2021 году поставили себе задачу, чтобы наши выпускники магистратуры могли претендовать на позиции «мидл». Скорее всего, сначала они придут в компанию на позиции «джунов», но через три месяца они уже станут «мидл» и «мидл+». Качественное образование сокращает период адаптации к конкретному месту по конкретным требованиям.
Про восточные партнерства
— Образование тесно связано с практикой. Как, на ваш взгляд, на Петербург повлиял отъезд RND-центров таких крупных международных компаний, как JetBrains, Epam, Veeam? Некоторые из них были вашими партнерами по образовательным программам.
— Повлиял негативно. В JetBrains работало много наших выпускников, которые, в частности, разработали язык программирования Kotlin. На нем сейчас пишут 66% тех, кто работает с операционной системой Android. Большая часть сотрудников компании уехала, но часть тех, кто работал со студентами, осталась. Они решили работать не в JetBrains, а в контуре ИТМО. И вся образовательная технология подготовки кадров, которая была разработана с международной ИТ-компанией, осталась у нас. Удалось сохранить ту систему, благодаря которой университет «обогащает» высококвалифицированными специалистами важнейшие отрасли промышленности и бизнеса. И сейчас мы внедряем ее внутри ИТМО уже с российскими партнерами — «Яндекс», VK и др.
— Как удалось переманить кадры из JetBrains? Можно предположить, что эти люди претендуют на очень высокие зарплаты.
— Тут я ничего нового не придумал. Если вы не можете дать денег, то вы должны дать свободу. Безусловно, на рынке зарплата выше, чем в университете, но мы даем сотрудникам возможность осуществлять свои идеи, для них это очень важно. И второе — люди остались у нас ради интеллектуального сообщества в вузе. ИТ-специалистам нужно быть в контакте с профессионалами, равными себе или даже чуть выше по знанию.
— То есть, преподавателей с зарплатой в миллион рублей у вас не появилось?
— У нас с 2022 года есть несколько преподавателей, которые получают около миллиона рублей. Конечно, это люди, которые обладают уникальными компетенциями, активно ведут научные исследования, работают с индустриальными партнерами — выходят «за флажки» и задают максимально высокий темп.
— Обсуждает ли ИТМО партнерство с китайскими и другими восточными компаниями? Например, в открытии совместных RND-центров, образовательных программ?
— Да, мы двигаемся в этом направлении. В сфере ИТ вместе с китайскими партнерами мы расширяем проекты, связанные с робототехникой. Для понимания, более половины стоимости любого робота — это система управления, система движения, генеративный искусственный интеллект.
В целом наш контур международного сотрудничества за последний год серьезно поменялся. Мы сейчас обсуждаем партнерство с ОАЭ, наращиваем работу с Сингапуром, выстраиваем диалог с Индией. Очень хороший отклик мы получили из Южной Америки, туда на месяц выезжала наша команда. Аргентина, Боливия, Чили — там уже знают об ИТМО.
— Если выгода от партнерства по образовательным программам с ведущими западными компаниями понятна, то что вам дает партнерство с ИТ-центрами из перечисленных стран?
— Южная Америка выступает акцептором, а ИТМО — «донором» интеллектуального потенциала. Мы будем обучать их технологиям в обмен на финансирование. Но нам важно усилить партнерство именно с теми университетами, которые «стоят на фронтире». И китайские партнеры к ним относятся в первую очередь. Китай в 2021 году сравнялся и даже вышел вперед других стран по количеству научных статей и работ в области искусственного интеллекта. Сегодня они определяют политику развития этих технологий, поэтому с этими центрами мы и налаживаем сотрудничество. Уже в сентябре ИТМО откроет новые совместные российско-китайские научные центры.
Повтор публикации от 13.06.2023