«Пить меньше не станут»: о чем говорит резкое падение продаж алкоголя

В I квартале 2025 года продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге снизились на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, следует из данных руководителя «Клуба профессионалов алкогольного рынка», доцента кафедры менеджмента РАНХиГС Максима Черниговского. Падение показателей наблюдается как в магазинах, так и в сегменте HoReCa (рестораны, кафе). Отдельные категории — к примеру, слабоалкогольные напитки (коктейли с содержанием спирта не более 9%), показали падение более чем на 80%. По словам экспертов, такая динамика обусловлена резким ростом цен и «избыточными ограничениями» для продавцов алкоголя.
Исключение из общего тренда
Кроме того, согласно статистике, на 17,3% снизились объемы реализации пива, на 14,3% — коньяка, на 10,3% — вина, на 8,3% — водки и на 7,8% — сидра, пуаре и медовухи. Рост продаж зафиксирован аналитиками только в одном сегменте — несмотря на общий тренд, спрос на ликероводочные изделия вырос на 7,2%.
При этом в денежном выражении ситуация выглядит иначе. Как отмечает основатель сети магазинов «Реалъ» Александр Мышинский, год к году продажи алкоголя выросли на 12,5%. По его словам, это произошло за счет роста цен. Сильнее всего, по словам эксперта, подорожало импортное вино — до 30% за год, вслед за ним выросли цены и на российское. Стоимость водки выросла на 10–12% за счет повышения минимальной розничной цены (МРЦ). Отечественное пиво за год подорожало не менее чем на 20%. «Если в прошлом году еще можно было найти пиво за 39 рублей, то сейчас минимальная цена — порядка 55 рублей», — рассказал он, уточнив, что особенно сильно выросли цены на недорогие позиции.
Согласно данным Росстата, в марте стоимость литра водки в магазинах Петербурга достигла 930,7 руб., что на 16% дороже, чем годом ранее. Столовое вино подорожало на 15,9%, до 736,32 рубля за литр. Стоимость литра пива составила 218,9 руб., что на 22% выше цены за аналогичный период прошлого года. Средняя цена российского коньяка достигла 1,5 тыс. руб. за литр — это на 15,5% больше, чем в марте 2024 года.
Почему падают продажи?
Так, если снижение продаж коктейлей можно объяснить сравнительно небольшими объемами производства, то спад продаж пива, вина и водки эксперты связывают с рядом других факторов. Черниговский выделяет три причины снижения спроса на алкогольный напитки. Первая — это рост акцизов и минимальных розничных цен на крепкий алкоголь. К примеру, если в прошлом году МРЦ 0,5 литра водки составляла 299 руб., в этом — 349 руб. Вторая причина, по мнению эксперта, это законодательные ограничения, которые сейчас обсуждаются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В частности, парламентарии рассматривают законопроекты о сокращении времени продажи алкоголя, а также запрете «наливаек». В связи с этим некоторые игроки, по словам Черниговского, уже покидают рынок, а часть снижает свою коммерческую активность на базе готовящихся инициатив.
«Третья причина в меньшей степени «градусная», но она тоже существует. В IV квартале 2024 года производители активно разливали алкогольную продукцию, ожидая роста акцизов. Но часть произведенной продукции не была продана в I квартале текущего года, что повлияло на объемы производства и ситуацию в рознице», — полагает эксперт.
По его мнению, в случае, если политика властей в части акцизов и законодательства не изменится, снижение продаж алкоголя продолжится.
«При этом в России пить меньше не станут, просто структура продаж изменится в пользу нелегальной продукции», — считает эксперт. Черниговский полагает, что продажи алкоголя могут снизиться по итогам 2025 года на 8-10% по отношению к 2024 году.
Однако, по словам руководителя отдела аналитики «INFOLine» Михаила Бурмистрова, падение объемов реализации в рознице и общепите носит временный характер.
«Начиная с апреля мы видим, что продажи алкогольной продукции восстанавливаются. И в целом, несмотря на слабый первый квартал, по итогам полугодия, скорее всего, будет зафиксирована положительная динамика, потому что глобальные тенденции не изменились — доходы населения растут и при этом для ряда россиян алкоголь является неотъемлемой составляющей хорошего времяпрепровождения», — заключает эксперт.
Повтор публикации от 14.05.2025