Рассылка по почте: могут ли школы и вузы Петербурга работать удаленно
Петербургские школы с 17 марта перешли на особый режим работы — теперь учебные заведения можно посещать по желанию,при наличии возможности детям предложено заниматься из дома. Также на дистанционное обучение в качестве меры профилактики распространения коронавируса перешел ряд петербургских вузов, в том числе несколько факультетов СПбГУ, Высшая школа экономики в Петербурге, СЗИУ РАНХиГС и Европейский университет в Санкт-Петербурге. РБК Петербург спросил у профессора департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниила Александрова, который занимается исследованием образовательной системы в России, готовы ли школы и вузы Петербурга работать дистанционно.
Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
«Я думаю, по большей части ни школы, ни вузы Петербурга не готовы технически и методически работать дистанционно. Если мы посмотрим на опыт других стран, то ни один университет в мире не имеет собственных технических средств, чтобы полностью перевести обучение в онлайн. Мой коллега из Калифорнийского университета в Беркли рассказал, что ещё до решения прекратить аудиторные занятия каждому преподавателю был куплен профессиональный аккаунт на платформе Zoom (платформа для видео- и аудиоконференцсвязи — ред.). Эта платформа позволяет поддерживать онлайн разговор группы до 100 человек. То есть, практически все семинарские занятия и даже некоторые лекции могут проводиться с помощью этой платформы.
Если такой мощный университет как Беркли не имеет собственных технологических средств для перехода на дистанционное обучение, то российским вузам не стоит полагаться на собственные технические силы. На сегодня к онлайн-обучению, по моим оценкам, готово очень мало петербургских вузов. Среди тех, кто готов — технически сильные вузы. Например, я знаю, что полноценная онлайн-система для раздачи заданий студентам есть в ИТМО и НИУ ВШЭ, может, еще где-то. Остальные вузы, думаю, сперва будут полагаться на работу со студентами в Google Docs и рассылку заданий по почте. Мы в Высшей школе экономики в Петербурге сегодня тестируем разные платформы для дистанционного обучения и вскоре дадим внутри вуза рекомендации о том, как в ситуации с пандемией методически организовать работу со студентами.
С одной стороны, в том, что сегодня университеты оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение нет их особой вины, но это их зона ответственности. Я считаю, что все петербургские вузы имеют финансовую возможность купить преподавателям аккаунты для онлайн-обучения на какой-либо платформе. Например, стоимость работы на платформе Zoom для одного преподавателя составляет 15 долл. в месяц. Для вуза с 1 тыс. преподавателей потратить в среднем 15 тыс. долл. в месяц (1,12 млн руб. по нынешнему курсу доллара на 16 марта — ред.) на дистанционное образование не на регулярной основе, а на период пандемий и эпидемий — вполне реально.
С другой стороны, в сложившейся ситуации есть ответственность городского правительства, которому надо иметь планы устойчивой работы вузов в условиях того или иного кризиса. Например, в Калифорнии иногда бывают экстренные случаи, когда из-за массовых пожаров или землетрясения тот или иной университет закрывают. Поэтому в системе калифорнийских университетов существуют специальные комитеты из преподавателей и сотрудников университетской администрации, которые уже выработали рекомендации, как работать вузам, если их закрывают при чрезвычайной ситуации. И сейчас такие комитеты активно помогают всем применить эти рекомендации. На мой взгляд, такого рода рекомендации нужно выработать в Петербурге после пандемии. Придумать единые алгоритмы для всех сейчас вряд ли получится и не надо это делать в пожарном порядке. Но потом — уже на холодную голову — надо сделать.
Что касается школ, то у них самих нет и не должно быть полных технических возможностей работать дистанционно. Потому что кроме образовательной функции у школы есть важная социальная функция — и она в онлайн не переводится. Школы предназначены для того, чтобы дети туда ходили, общались и безопасно проводили время, в том числе, пока родители на работе.
Выдержит ли городской портал, если на него зайдут разом всем петербургские школьники и учителя — я не знаю. Я не знаю его функциональных возможностей, но боюсь, что они очень ограничены. Всё будет зависеть от централизованной городской поддержки, ведь у самих школ нет технических специалистов, готовых решить какие-то неполадки в процессе онлайн-обучения.
Очень вероятно, что с переходом на дистанционное обучение практически все школьники и большая часть студентов просто будут выполнять домашнее задание, полученное через электронную рассылку».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции