Медики назвали лекарства, повышающие уровень антител к COVID-19
В Петербурге представили результаты шестимесячного исследования о динамике уровня специфических антител (IgG) у людей, переболевших коронавирусом. Исследование под названием «Отклик» проводили лабораторная служба «Хеликс» и Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова. В числе основных результатов работы — подтверждение гипотезы о том, что у женщин антитела к COVID-19 сохраняются дольше, чем у мужчин; и вывод об эффективности гормональной терапии в части повышения уровня антител. В отношении последнего вывода эксперты, с которыми общался РБК Петербург, высказали серьезные сомнения.
Антитела и гормональные препараты
В исследовании приняли участие 1421 человек — мужчины и женщины в возрасте от 18 до 70 лет, перенесшие COVID-19 в легкой, бессимптомной, а также среднетяжелой или тяжелой формах (в том числе, проходившие лечение в стационарах). Все они имели антитела, полученные без введения вакцины от коронавируса. Динамика уровня антител IgG исследовалась на протяжении 180 дней. Оценка концентрации специфических антител проводилась с помощью тест-системы компании DiaSorin и измерялась показателем ОЕ/мл — относительная единица на миллилитр.
В ходе исследования ученые выяснили, что пациенты, которым была назначена гормональная противовоспалительная терапия (глюкокортикостероидная терапия, ГКС) для лечения средних и тяжёлых форм коронавируса, имеют более высокий уровень антител, чем пациенты, которые не принимали такие препараты. Как следует из результатов исследования, чем больше доза глюкокортикоидов — тем выше уровень IgG. Например, у пациента со среднетяжёлым течением инфекции без ГКС-терапии на 60 сутки после болезни антитела IgG держатся на уровне 25-30 ОЕ/мл, у такого же пациента, прошедшего ГКС-терапию, — 140-150 ОЕ/мл.
Глюкокортикоиды (или глюкокостироиды) — это стероидные гормоны. К таким препаратам относятся преднизолон, дексаметазон и др. Глюкокортикоиды рекомендованы Минздравом для лечения коронавируса в ряде случаев.
«Глюкокортикостероидная терапия — кардинальный момент, который позволил расставить нам некоторые акценты. Во-первых, исследование показывает, что не стоит бояться подобного лечения нашим пациентам, потому что общая боязнь к назначению глюкокортикоидов иногда мешает к проведению лечения пациентов, бывают отказы от назначения такой терапии. Во-вторых, выводы говорят, что глюкокостироиды помимо того, что дают выраженный клинический эффект, способствуют более выраженному ответу и защите организма после перенесенной коронавирусной инфекции. Это важный и новый момент, на который стоит акцентировать внимание», — сказал начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, генерал-майор медицинской службы Евгений Крюков.
Тяжесть заболевания
Другой вывод, о котором говорится в исследовании — влияние тяжести течения COVID-19 и объёма поражения лёгких на уровень IgG. Как говорится в результатах исследования, чем тяжелее форма заболевания, тем больше вырабатывается иммуноглобулинов. «Факторы, определяющие более тяжелое течение заболевания — ожирение, нарастание С-реактивного белка, количество дней лихорадки и кислородотерапии — также приводят к более высокой выработке антител», — отмечают ученые.
У пациентов, перенесших коронавирус в стационаре, уровень IgG до 90-х суток значительно выше, чем у тех, кто перенёс COVID-19 в амбулаторном звене (т.е., в лёгкой или бессимптомной формах). На 60 сутки после заболевания у госпитализированных уровень антител держался на отметке 110 ОЕ/мл, в амбулаторной группе — 50 ОЕ/мл. Однако к 180-м суткам различия в уровне антител между лёгкой и тяжёлой формой заболевания нивелируются.
Пол влияет на уровень антител
Результаты полугодичного исследования также подтвердили гипотезу, о которой сообщалось ранее. Антитела к коронавиурсу у женщин сохраняются в крови дольше, чем у мужчин. У мужчин антитела IgG достигают пиковой концентрации на 45-е сутки после инфицирования и сохраняются на этом уровне до 60-х суток, после чего начинают снижаться. У женщин концентрация IgG-антител растёт вплоть до 180-х суток.
Помимо этого, у людей пожилого возраста образуется больше антител класса IgG после перенесенного COVID-19. «Более высокие концентрации антител в старших возрастных группах потенциально можно объяснить тем, что у таких людей иммунная система сталкивалась с большим количеством антигенов в течение жизни и лучше реагирует на иммунизацию, чем у лиц более молодого возраста», — объяснял ранее медицинский директор Лабораторной службы «Хеликс» Дмитрий Денисов.
На что повлияет это исследование
По словам Дмитрия Денисова, исследование проводилось за счёт мощности лабораторий «Хеликс» и усилиями специалистов им. С. М. Кирова. Кроме «Хеликса» и Военно-медицинской академии, у исследования нет других заказчиков.
Как рассказал РБК Петербург представитель лабораторной службы, по его мнению, выводы проекта «Отклик» могут повлиять на составление дальнейших рекомендаций Минздрава по лечению и профилактике коронавирусной инфекции.
«Ошибка выжившего»
По мнению врача-инфекциониста Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. Павлова, исследователя ИММИ Европейского Университета в Санкт-Петербурге Оксаны Станевич, данные исследования требуют перепроверки и дополнительного анализа. «Гормональная противовоспалительная терапия глюкостероидами в высоких дозах никак не может давать стимулирующий эффект на иммунную систему и, наоборот, используется для подавления иммунитета, например, у пациентов с аутоиммунными заболеваниями. Сейчас тезис о дозозависимом увеличении уровня иммуноглобулинов класса G у пациентов, получивших лечение высокими дозами глюкостероидов, выглядит как вывод на основе исследования с серьёзной систематической ошибкой», — утверждает она. Как добавляет Оксана Станевич, пока не опубликован дизайн проведенного исследования, врачи со стороны не могут объяснить логику, по которой ученые пришли к данному выводу.
Комментируя влияние тяжести течения COVID-19 на уровень нейтрализующих антител, эксперт обращает внимание, что такой вывод основан на исследовании только 206 пациентов (по данным «Хеликса», 1205 исследуемых проходили лечение от «ковида» в амбулаторном звене). «Возможно, те люди, которые имели высокий уровень антител и большой объём поражения лёгочной ткани — это те, кто к завершению болезни приобрел больший уровень нейтрализующих антител в сравнении с пациентами, погибшими в стационаре от коронавируса и не попавшими в исследование. То есть, может оказаться, что это «ошибка выжившего» — выжившие с высоким поражением лёгких имеют и высокий уровень антител, что логично», — объяснят она.
Как отметил директор Института междисциплинарных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге, эпидемиолог Антон Барчук (ученые ЕУ в СПб совместно с НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева и лабораторией Genetico проводили собственное исследование уровня антител у петербуржцев), главный вывод исследования «Хеликса» и ВМедА — в том, что у большинства болевших коронавирусом людей положительный тест на антитела сохраняется в течение шести месяцев.
«В этом результаты совпадают с нашим исследованием. К выводам относительно разных подгрупп я бы относился сдержанно», — сказал Барчук.
Материал дополнен 16 декабря в 23.20