«Лента» показала самую низкую за пять лет рентабельность
Сеть «Лента» опубликовала отчетность за 2016 год по международным стандартам финансовой отчетности. По мнению аналитиков, компания сумела добиться достаточно высоких темпов роста продаж, несмотря на тот факт, что большая часть торговых точек компании была запущена ближе к концу года. Однако эксперты отметили снизившуюся рентабельность продаж сети, на которой отразились расходы на кампанию по привлечению покупателей.
Открытие «Лентой» значительной части гипермаркетов в преддверии новогодних праздников позволило ей сохранить высокие темпы роста выручки, считает аналитик «Промсвязьбанка» Александр Полютов. Заметим, что сеть открыла 36 гипермаркетов в четвертом квартале 2016 года из 51 открытых за весь год. «Ленте» удалось запустить гипермаркеты до старта подготовки к Новому году. У сети оставалось время для достаточно продолжительной рекламной компании, что позволило сформировать определенный пул покупателей. В результате, за счет новогодних продаж компания поддержала обороты», — объяснил эксперт. Так, выручка «Ленты» увеличилась на 21% по сравнению с 2015 годом и достигла 306 млрд руб.
Также аналитик отметил рентабельность «Ленты» по EBITDA, которая составила 10,4% (показатель скорректированной EBITDA вырос на 13,1% — до 31,8). «В 2015 году рентабельность по EBITDA была выше почти на 1% (11,1% — ред.), однако стоит признать, что потребительская активность в последнем отчетном периоде «Ленты» была низкой. Поэтому компании пришлось привлекать покупателей, инвестировать в цены товаров. Исходя из этого факта, показатель рентабельности в 10,3% выглядит прилично», — объяснил специалист.
Показатель рентабельности 2016 года оказался самым низким за пять лет, следует из материалов компании.
Тем не менее потенциал большей части новых магазинов «Ленты» пока почти не отразился на финансовых показателях, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. «Например, приобретенные гипермаркеты Kesko успели полноценно отработать в четвертом квартале менее недели. При том что их эффективность существенно превышает показатели точек, построенных с нуля, которым требуется 8-16 месяцев для формирования ядра покупателей», — утверждает аналитик.
Кроме того, Т. Нигматуллин отметил повышенное давление на операционную прибыль расходов компании на маркетинг. «Компания открыла большое количество новых гипермаркетов, вследствие чего была вынуждена много инвестировать в маркетинг для формирования лояльности и трафика», — объяснил эксперт. Заметим, что расходы «Ленты» на рекламу выросли на 43% и достигли 3,3 млрд руб. Расходы на маркетинг в расчете на одного покупателя увеличились на 15% до 317 руб. на человека.
«Лента» запланировала в 2017 году открытие около 30 новых гипермаркетов и 50 супермаркетов. Капитальные вложения в расширение в компании оценили в 40 млрд руб.
К 18:00 депозитарные расписки на акции ретейлера на Московской бирже упали почти на 3% до 428 за бумагу. Однако, по мнению Т. Нигматуллина, падение котировок связано не столько с публикацией отчетности, сколько со слухами о продаже основными акционерами «Ленты» своих долей. «В частности, шли разговоры о продаже части акций американским фондом TPG (владеет 34% «Ленты») и Европейским банком реконструкции и развития (владеет 7,37%)», — уточнил эксперт.