Торговые центры Петербурга нашли способ заманить покупателей
После прошлогоднего падения в петербургских торговых центрах снова начал расти покупательский трафик. Так, Shopping Index (число посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) за 9 месяцев 2019 года увеличился в Петербурге на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, сообщили в Watcom. По данным исследователей, годом ранее динамика за тот же период (9 месяцев 2018 года к 9 месяцам 2017 года) была отрицательной и составляла 1%.
Событийный трафик
Опрошенные РБК Петербург торговые центры темпы роста потока посетителей объясняют высокой событийной активностью комплексов. В частности, посещаемость «Мебель Сити» на Кантемировской выросла на 6% за 9 месяцев 2019 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). «Мы связываем положительную динамику с увеличением объема строящегося неподалеку жилья и с созданием стимулирующих акций для новоселов», — отмечает коммерческий директор ТК «Мебель Сити» Александра Степанова.
В этом году прирост трафика в «Жемчужной Плазе» составил 5%, а в ТРЦ «Охта Молл» — 12%, говорит исполнительный директор SRV Ольга Болотникова. Она подчеркивает, что товарооборот в ТРЦ «Охта Молл» вырос еще значительнее — на 25% (по второму торговому центру итоговых данных пока нет). «Это и работа управляющей компании: понимание аудитории и предоставление новых услуг, изменение продукта под новые потребности посетителей», — говорит собеседница РБК Петербург.
Чтобы увеличить трафик, управляющая компания запустила фестивальную программу, тематические мероприятия и стимулирующие акции. «В следующем году мы также ждем положительную динамику. Основания для этого есть: например, в ТРЦ «Жемчужная Плаза», помимо прочего, мы рассчитываем на активную застройку юго-запада города», — говорит Ольга Болотникова.
И старые хороши
Президент Watcom Group Роман Скороходов указывает, что на изменение уровня плотности потока потенциальных потребителей всегда оказывали влияние две группы факторов: макроэкономические показатели и прирост предложения торговых площадей. В 2019 году падение замедлилось из-за ввода в эксплуатацию меньшего количества площадей и отложенного спроса, а также изменения модели потребления, которая из «сберегательной» перешла в «бережливое потребление». «В Петербурге, как и в остальных городах, мы наблюдаем флуктуацию в узком коридоре колебаний на фоне стагнации рынка», — отмечает Роман Скороходов.
Напомним, в Петербурге в сегменте классических ТЦ в этом году новых открытий действительно не было, среди специализированных начал работу только аутлет Fashion House Group площадью более 10 тыс. кв. м.
Одновременно в городе идет массовая реконцепция уже существующих объектов. Так, Ingka Centres проводит масштабное обновление в «МЕГЕ Дыбенко» в этом году. По этой причине есть несущественные колебания трафика, но в целом он находится на уровне прошлого года, сообщают в компании. Общая посещаемость «МЕГИ Парнас» и «МЕГИ Дыбенко» в Санкт-Петербурге составляет 27 млн человек в год. Открытия были в ТРК «Галерея» и в ТРК «Сити-Молл», оба торговых комплекса открыли обновленные этажи с новым форматом фуд-холла.
Популярность не равна доходу
Эксперты, между тем, отмечают, что ни развлекательные, ни ресторанные концепции не являются для торгового центра источником большого дохода. «В торговых центрах Петербурга значительно увеличивается доля общественного питания и различных развлечений. Торгово-развлекательные центры уже в большей степени становятся развлекательно-торговыми. Но надо понимать, что они, особенно крупноформатные операторы, не являются очень доходным арендатором. Их сажают, чтобы они привлекали себе и торговому центру посетителей», — рассказывал генеральный директор Knight Frank Saint-Petersburg Николай Пашков в рамках шестого архитектурно-градостроительного форсайта, организованного РБК Петербург.
По его словам, если кто-то из торговых центров вдруг у себя открывает библиотеку, общественное пространство, то чаще всего это происходит не от хорошей жизни, а от того, что в данном торговом центре кризис заполняемости, а собственник пока не придумал ничего лучшего с точки зрения реконцепции.