Чем вызван ажиотаж на авторынке Петербурга и что будет с ценами?
За первый квартал 2024 года продажи автомобилей в Санкт-Петербурге выросли на 77,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщают «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на данные отчета «Автостат инфо». Глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов в разговоре с РБК Петербург рассказал, что такой ощутимый рост объясняется стабилизацией рынка и ажиотажем перед введением новых таможенных пошлин.
Новые правила
Всего с января по март этого года в Петербурге зарегистрировали 16 тыс. авто. В Ленинградской области рост продаж в первом квартале к прошлому году составил 99,5% (тогда было зарегистрировано 4,2 тыс. автомобилей). В январе прошлого года ситуацию было трудно прогнозировать, однако сейчас налицо «успокоение рынка», отмечает Святослав Данилов. «Было сложно понять, что будет с автоиндустрией, насколько сильно и вырастет ли стоимость автомобилей и запчастей. Сейчас более или менее ситуация утряслась», — утверждает эксперт.
Впрочем, более прозаичная причина роста продаж авто — введение с 1 апреля новых ограничений на ввоз автомобилей в РФ из других стран. С этой даты физические лица могут ввезти машину в Россию только напрямую через таможню и с уплатой всех налогов и акцизов. Также возможен ввоз авто через страны Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — Белоруссию, Казахстан, Армению и Кыргызстан, но с уплатой утилизационного сбора. Введение таких ограничений исключает так называемый «серый экспорт», когда автомобиль попадает в РФ из Киргизии или Белоруссии благодаря тому, что физические и юридические лица купили их у посредников и «растаможили» на въезде в страну без разрешения владельца бренда.
Такие меры не означают, что число иномарок, которые ввозят в Россию, сильно сократится, однако цены на машины могут подскочить на 25-30% из-за уплаты пошлин на границе. «С 1 апреля изменилось таможенное законодательство, поэтому с января по март все старались максимально купить автомобили, особенно те, которые везут из-за границы к нам, чтобы не попасть на новые таможенные ограничения», — объяснил собеседник РБК Петербург.
Большая конкуренция
Ажиотаж перед введением новых таможенных ограничений не помог автомобильному рынку Петербурга вернуться к докризисным показателям. Специалисты «Автостат инфо» подсчитали, что в первом квартале этого года в городе зарегистрировали на 23% машин меньше, чем за аналогичный период 2021 года (21 тыс. автомобилей).
Отечественный автопром смог сохранить лидирующие позиции лишь в Ленинградской области: с начала 2024 года в регионе зарегистрировали 845 автомобилей марки «АвтоВАЗ», на втором и третьем месте по популярности расположились Haval (696 машин) и Geely (468 машин). В Петербурге лидером продаж стала марка Geely (2187 машин за первый квартал), далее Haval (2157 авто) и «АвтоВАЗ» (2073 авто).
«На рынок вышло огромное количество китайских моделей разного типа, разных кузовов и мощностей. Очень большая конкуренция на рынке, и в этой конкуренции мы пока проигрываем», — отметил Святослав Данилов. При этом из-за роста популярности китайских брендов в городе растет количество очередей в сервисные центры — ведущие страховые компании отмечают, что в прошлом году владельцы автомобилей китайского производства в Петербурге обращались по страховым случаям в два раза чаще, чем годом ранее.
Повтор публикации от 10.04.2024