Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Трамп назначит нового исполняющего обязанности главы Нацразведки США Политика, 05:55 NHK сообщила о смерти двух пассажиров Diamond Princess от коронавируса Общество, 05:53 Число новых случаев коронавируса в КНР достигло минимума с 23 января Общество, 05:33 СМИ узнали о планах Сбербанка заработать ₽448 млрд на технологии ИИ Бизнес, 05:07 Появилось видео инцидента с участием бронемашин России и США в Сирии Политика, 05:00 Рыбаки Аляски оценили потери от введенного Россией продэмбарго Бизнес, 05:00 Мадуро объявил ЧС в нефтяной отрасли из-за американских санкций Политика, 04:50 США решили установить гиперзвуковое оружие на свои подлодки Общество, 04:37 Путин сообщил о предварительном обсуждении с Медведевым отставки кабмина Политика, 04:16 В Магадане самолет совершил жесткую посадку сразу после взлета Общество, 03:38 Число новых случаев коронавируса в Хубэе достигло минимума с 25 января Общество, 03:25 Путин назвал главный критерий при отборе кандидатов на посты министров Политика, 03:16 Украина сообщила об ожидании повышения статуса страны в НАТО в октябре Общество, 02:36 Путин оценил практику ротации чиновников между Кремлем и кабмином Политика, 02:21
С.-Петербург ,  
0 

Молочные заводы оценили будущие потери из-за эксперимента правительства

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

С начала лета в России начнет действовать система обязательной маркировки молочной продукции. Как объясняют в Минпромторге, главная ее задача — защитить потребителя от нелегально произведенного или незаконно ввозимого в страну товара. Опрошенные РБК Петербург эксперты и участники рынка сходятся в том, что потребителю новая система пользы не принесет, однако вызовет существенный рост издержек в молочной отрасли. Уже в первый год затраты на систему маркировки в 1,5 раза превысят валовую прибыль всей молочной отрасли.

Цели и задачи

Идея маркировки ряда товаров ради снижения доли контрафакта появилась несколько лет назад. Распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2018 года был утвержден перечень этих товаров. В него вошли табак, парфюмерия, различные предметы одежды, обувь, фототехника и пр. Распоряжением от 13 июля 2019 года в перечень были включены отдельные виды молочной продукции.

Как сообщил на недавнем совещании министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, производители молочной продукции начнут регистрироваться в новой системе маркировки с 1 июня. С 1 декабря 2020 года маркироваться будут продукты сроком годности свыше одного года, а с 1 марта 2021 года — сроком годности менее одного года, сообщает пресс-служба министерства.

С 1 декабря 2020 года маркироваться будут продукты сроком годности свыше одного года, а с 1 марта 2021 года — сроком годности менее одного года.

Цель введения маркировки молочной продукции — «обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту отдельных видов молочной продукции, в том числе контрафактной, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей», говорится в постановлении правительства.

Досадные дефекты

Комментируя идею чиновников, участники рынка указывают на целый ряд ее дефектов. Главный из них — отсутствие реальной проблемы с контрафактом, полагает генеральный директор ассоциации Союзмолоко Артем Белов. «Доля контрафакта в молочной отрасли стремится к нулю», — констатирует эксперт. «Проблема контрафакта не актуальна для молочной отрасли — никто не подделывает кефир или молоко. Это не алкоголь, не табак — просто невыгодно этим заниматься», — говорит коммерческий директор молочного завода «Пискаревский» Георгий Житмарев.

По данным Союзмолока, доля контрафакта (товаров, на которых незаконно размещены товарный знак, а также товаров без маркировки, предусмотренной законом) в молочной отрасли составляет менее 1%. Для сравнения, по оценкам Минпромторга, в сегменте обуви доля контрафакта достигает 30%. Доля нелегальной табачной продукции, по оценкам Nielsen, которые ранее приводил РБК, составляет 15,6%.

По данным Союзмолока, доля контрафакта (товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, а также товаров без маркировки, предусмотренной законом) в молочной отрасли составляет менее 1%.

В молочной отрасли гораздо острее стоит проблема фальсификата (продукции, свойства которой не соответствуют заявленным на упаковке), утверждает Артем Белов. Доля фальсифицированной продукции на молочном рынке достигает 20%, следует из данных Россельхознадздора.

Однако для борьбы с фальсификатом существует система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», напоминает Артем Белов. «Меркурий» позволяет отследить производственную цепочку от сырья до готового продукта. С осени прошлого года «Меркурий» стал обязателен и для производителей готовых молочных продуктов. «С учетом действующих в пищевой отрасли систем прослеживаемости: ЕГАИС, «Меркурий», документарной системы ФНС, четвертая дублирующая система абсолютно нецелесообразна и избыточна», — говорит Белов.

В молочной отрасли уже действуют три системы цифрового контроля. Создавать еще одну дублирующую систему нецелесообразно и избыточно, уверены участники рынка.

В Минпромторге, напротив, считают, что две системы дополнят друг друга. «Интеграция двух систем необходима для реализации сквозной прослеживаемости молочной продукции «от коровы до кассы», что позволяет потребителю быть уверенным в легальности приобретаемой продукции», — отмечали ранее в министерстве.

Кто заплатит

Участники рынка понесут существенные финансовые расходы на воплощение инициативы чиновников. По оценкам Союзмолока, в первый год затраты на систему маркировки в 1,5 раза превысят валовую прибыль всей молочной отрасли и составят не менее 61,3 млрд руб. В среднем расходы на одну линию составляют около 6,5 млн руб., подсчитали участники рынка.

По словам Георгия Житмарева, только из-за новых марок себестоимость продукции вырастет на 3%. Кроме того, по его словам, производителям молочных продуктов придется изменить технологию их доставки в розницу. Поскольку маркировку необходимо считывать с каждой упаковки, нужно будет использовать паллеты, что сделает доставку в 2,5 раза дороже. «В результате продукты подорожают на 10%. Это ляжет либо на покупателей, либо на поставщиков сырья, либо на производителей», — делает вывод Житмарев.

Однако переложить дополнительные затраты на покупателя молочной продукции будет сложно, поскольку спрос в отрасли последние годы демонстрирует отрицательную динамику. По данным АЦ Milknews, потребление молочных продуктов в России в 2019 году сократилось на 0,5% от уровня годом ранее.

Переложить дополнительные затраты на покупателя молочной продукции будет сложно, поскольку спрос в отрасли последние годы демонстрирует отрицательную динамику.

Технические сложности

Опрошенные РБК Петербург участники рынка указывают и на технические сложности в реализации проекта. «Никто не готов к новой системе — ни молочная отрасль, ни типография, ни машиностроение — у нас в России просто нет оборудования по нанесению и считыванию этих марок. Такое оборудование есть в Японии и Америке. Получается, мы им деньги отнесем?», — задается вопросом Георгий Житмарев.

«Идея системы маркировки преследует благие цели, однако сложность технической реализации, а также особенность сектора молочной промышленности создают неуверенность у игроков рынка в возможности реализации проекта», — говорят в пресс-службе Valio.

Пока же участники молочной отрасли все надежды возлагают на анализ результатов пробной эксплуатации системы маркировки. Как сообщил Артем Белов, до конца февраля должен быть подготовлен итоговый доклад, в рамках которого будет оценена целесообразность системы. «Мы от лица Союзмолока будем настаивать на том, что маркировка вообще не нужна, она просто нецелесообразна для отрасли, где нет проблем с контрафактом», — отметил эксперт в разговоре с РБК Петербург.

Справка

Введение обязательной маркировки молочных продуктов утвердил своим распоряжением в июле прошлого года Дмитрий Медведев. Согласно документу маркировке подлежат молоко и сливки, сухое молоко и сливки, кисломолочные продукты, молочная сыворотка, сливочное масло, сыры, творог и др. Однако сроки введения маркировки должны быть назначены дополнительно — по итогам тестовой эксплуатации системы. Тестовый период начался 15 июля 2019 года и должен был завершиться 29 февраля 2020 года, но Минпромторг продлил его до 31 мая 2020 года.