ИК "Ленмонтажстрой": Мы ищем даже не клиентов, а партнеров, с которыми можно развивать интересные проекты
Усилившаяся нестабильность на фондовом рынке стимулирует его участников искать новые ниши, новые способы ведения бизнеса. В конце мая в Москве прошла церемония награждения победителей конкурса "Элита фондового рынка", который ежегодно проводится под эгидой Национальной ассоциации фондового рынка (НАУФОР). Победителем в номинации "Лучший проект по развитию бизнеса" в Северо-Западном регионе стала инвестиционная компания "Ленмонтажстрой". О сути проекта мы расспросили председателя совета директоров компании Кирилла Казакова.
Начнем с главного: что за проект по развитию бизнеса вашей компании оказался отмеченным в конкурсе НАУФОР?
Кирилл Казаков:Мы называем его "бутик инвестиционных идей". Главная задача – совместить качество обслуживания с качеством предлагаемых продуктов. Не секрет, что многие клиенты инвестиционных компаний устали от потокового подхода. Они хотят по-настоящему индивидуального, "уютного" обслуживания, а это возможно лишь при соответствующем подходе. Мы называем его бутиковым. По большому счету, бутик можно противопоставить супермаркету. По-моему, это правильная аналогия. И тот, и другой формат имеют право на существование. Но они "заточены" под разный тип клиентов, разную скорость и атмосферу обслуживания.
Но не каждый человек, который ходит в супермаркет, имеет возможность "отовариваться" в бутике. Вам не кажется, что вы отсекаете значительную часть потенциальной клиентуры?
Кирилл Казаков:Действительно, только при небольшом клиентском потоке удается сохранить ту самую "бутиковую атмосферу". Мы - средняя компания, и для нас жизненно важно найти свою нишу, которая выгодно отличала бы нас от "монстров" рынка. Мы должны брать качеством. Этим путем и идем.
В таком случае, на какого типа клиентов вы рассчитываете? Что это за люди?
Кирилл Казаков:Это люди, которые хотят не только сохранить свои деньги, но и приумножить. Люди, которые стремятся к комфорту, привыкшие к качественным услугам. Или компании, которые также ищут наиболее эффективного применения свободным средствам. Мы ищем даже не клиентов, а партнеров. Таких, с которыми можно было бы реализовывать интересные проекты.
Это качественное определение. А количественные параметры вы для себя определили?
Кирилл Казаков:Это может быть лишь денежная планка. Люди, пришедшие к нам, должны понимать, что для грамотного наполнения инвестиционного портфеля и сумма должна быть адекватной, иначе мы просто не сможем предоставить желаемое качество услуг. Хотя для всех желающих по-прежнему готовы предложить классическое брокерское обслуживание, интернет-трейдинг.
А как вообще компания с названием "Ленмонтажстрой" оказалась на фондовом рынке?
Кирилл Казаков:Это случилось в 1994 году, то есть 15 лет назад. Компанию организовали три молодых человека, двое из них были связаны с монтажными организациями. Тогда компании из этой сферы искали новые способы привлечения финансирования, стремились "застолбить" место в инвестиционном бизнесе. Примерно в течение года этот интерес сошел на нет, но вот название осталось. А три молодых человека как начинали 15 лет назад, так и сейчас работают вместе.
Впрочем, подобный вопрос нам задают постоянно и, вероятно, пришло время несколько изменить название компании. Ибо оно действительно часто ассоциируется либо со строительным бизнесом, либо с бизнесом по привлечению инвестиций в строительный сектор. Компания будет называться ЛМС. Запланированы соответствующие мероприятия по ребрендингу.
Специалистам инвестиционная компания "Ленмонтажстрой" известна своей активностью в RTS Board. Именно вы вывели в этот сектор биржевой торговли наибольшее количество новых эмитентов. Как это направление деятельности чувствует себя в связи с текущими событиями на рынке?
Кирилл Казаков:Мы с самого начала деятельности занимались скупкой акций. Это было нашей основной работой фактически до 1998 года. Затем мы несколько сместили акценты и стали одной из первых брокерских компаний, которая занялась развитием интернет-трейдинга. Делали мы это в сотрудничестве с Гута-банком, который на тот момент имел самую продвинутую технологическую и программную базу. Однако мы небольшая и довольно гибкая компания. Примерно лет пять назад мы снова перепрофилировались: рынок слияний и поглощений показался нам одним из самых интересных. Так, собственно, и было в последние годы. Так что мы довольно активно снова занялись скупкой акций: составляли и "упаковывали" пакеты ценных бумаг различных компаний по всей территории России и продавали их заинтересованным лицам.
Однако вы правы: в связи с последними событиями спрос на подобные услуги упал. А мы, как я заметил, гибкие. И потому выбрали новое, востребованное именно сегодня направление. Речь идет о том самом "бутике инвестиционных идей".
А что вы предлагаете клиентам данного бутика?
Кирилл Казаков:Собственно, продукты предлагаются двух типов. Первый – рискованные проекты, подразумевающие покупку акций сильно недооцененных, но очень перспективных компаний. Речь идет об инвестиционном лаге в несколько лет и потенциальном доходе, измеряющимся сотнями процентов.
Речь идет об акциях третьего эшелона?
Кирилл Казаков:Это даже не третий, а какой-нибудь пятый эшелон. В подобные проекты мы рекомендуем вкладывать не более 10-20% капитала. Большую же часть советуем направлять в продукты второго типа - так называемые структурные продукты, которые могут сочетать элементы самых разных типов операций. Главная же цель одна: инвестируя в такие продукты, наш клиент должен как минимум не потерять, а как максимум заработать доходность, значительно превышающую ставки по банковским депозитам.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, усиливаем команду. Вместо сокращений набираем персонал. Особое внимание уделяем аналитическому отделу, задача которого – найти инвестиционные идеи, где мы могли бы быть первыми. Костяк команды на самом деле работает вместе уже лет 10. Но сейчас на рынке появились очень хорошие профессионалы, готовые работать за адекватное вознаграждение. Грех этим не воспользоваться.
В бутике клиентов часто обслуживает сам владелец. У вас как?
Кирилл Казаков:Именно так. У клиентов есть прямой контакт с владельцами бизнеса. Это важно: как показала практика, наемные менеджеры способны допускать недопустимые просчеты, а претензии все равно предъявляют собственникам. Я знаю много примеров последних месяцев, когда владельцы бизнеса сами занялись оперативным управлением. А у нас это происходит все 15 лет.