Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Транспортная реформа началась: что ждёт жителей Петербурга

Губернатор Петербурга Александр Беглов и вице-губернатор Максим Соколов
Губернатор Петербурга Александр Беглов и вице-губернатор Максим Соколов (Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Губернатор Петербурга Александр Беглов подписал основополагающий документ петербургской транспортной реформы — «Документ планирования регулярных перевозок». В ближайшие дни будут объявлены конкурсы на автобусные маршруты, а в середине апреля по их результатам будут заключены контракты с перевозчиками, которые 16 июля выйдут на маршруты по новым правилам. РБК Петербург выяснил, как будет проходить в городе транспортная реформа и чего можно опасаться пассажирам.

Что изменили

По сравнению с первоначальным вариантом, финальная версия содержит некоторые изменения. В результате общественного обсуждения к проекту было подано 450 замечаний, из которых учтены 55, среди которых — предложения по изменениям маршрутов. Новых маршрутов не введено (чтобы соблюсти баланс бюджетного финансирования). Также комитет по транспорту Смольного признал разумными доводы перевозчиков о том, что они не смогут полностью обновить свой автобусный парк машинами, выпущенными после 1 января 2018 года. В результате было принято решение обновить только половину парка: из полного числа в 4512 автобусов на первом этапе новыми будет только 2352, как указано в документе.

Впрочем, на встрече с журналистами курирующий реформу вице-губернатор Максим Соколов сообщил, что скорее всего их будет несколько больше — 2662, причем, две трети из них будут большой вместимости. На 131 маршруте автобусы будут только новые (главным образом, большие и низкопольные). Эти маршруты войдут в состав 18 лотов, с победителями будут заключены контракты на 5 лет. На 233 маршрутах разрешат пользоваться старыми автобусами, но в условия контрактов включат обязательство перевозчиков в течение года (до июля 2021 года) обновить свой парк. Эти маршруты будут разыгрываться в составе 24 лотов, контракты по ним заключат на 6 лет.

Если по результатам конкурсов возникнет экономия бюджета (из-за снижения цены лотов в результате конкуренции перевозчиков), то будут введены дополнительные маршруты. Таких маршрутов приготовлено 18. Для того, чтобы все они были введены, экономия должна составить 800-900 млн руб. Такая экономия может возникнуть, поскольку расценки на лотах, по словам вице-губернатора, будут несколько выше московских — по контрактам, которые Москва заключала ранее, и «сравнимы с расценками, по которым заключаются контракты с ГУП «Пассажиравтотранс», отметил он.

О новых автобусах позаботились

Максим Соколов развеял опасения критиков, что за три месяца, которые останутся до 16 июля с момента подписания контрактов, перевозчики не успеют приобрести новые автобусы, да и денег на них многим просто не найти за такой короткий срок. Что касается производства, то проблему представляют только большие автобусы — малых и средних на рынке, по его словам, вполне достаточно, к тому же некоторые компании уже частично обновили свой автобусный парк. Что касается больших автобусов, то власти о них позаботились заранее. «Проведено ряд совещаний в правительстве РФ и сегодня за Санкт-Петербургом закреплен заказ на 900 новых больших автобусов. Это все, что может поставить нам промышленность страны. Эти автобусы уже производятся на российских заводах», — сообщил Максим Соколов. По его словам, если российские заводы (ГАЗ, КАМАЗ, Волгабас) не смогут вовремя поставить средние автобусы, то «есть еще наши братья — соседи белорусы». На вопрос журналистов, можно ли будет приобретать китайские автобусы, вице-губернатор ответил: «Напрямую иностранные автобусы приобретать точно будет нельзя».

По его словам, новые автобусы будут покупать главным образом лизинговые компании, а перевозчики будут брать у них машины в лизинг и на это деньги перевозчики найдут (в том числе, за счет банковских кредитов). Согласие лизинговых компаний приобретать автобусы, судя по всему, получено, поскольку «все они — с государственным участием: «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг», «ВЭБ Лизинг» и др.», отметил Максим Соколов, пообещав, что навязывать перевозчикам определенных лизингодателей не будут — «победители конкурсов будут приобретать автобусы у тех лизинговых компаний, которые они сами выберут». За возможным завышением цен будет следить ФАС.

Не все пазлы сложены

По условиям конкурсов перевозчики должны будут представить банковские гарантии — «чтобы ни у кого не было возможности недобросовестно подойти к выполнению своих обязательств и сорвать переход на новую модель», подчеркнул вице-губернатор. «Идя навстречу политике поддержки малого и среднего бизнеса, самый маленький лот соответствует самому маленькому перевозчику с тем количеством подвижного состава, который у него есть», — отметил Максим Соколов. Соблюдение расписания будет контролироваться с помощью специальной программы, которая помимо прочего записывает и хранит в памяти дорожную ситуацию, в том числе пробки, которые препятствуют малым интервалам движения автобусов. Штрафовать перевозчиков за несоблюдение расписания из-за пробок не будут. Все детали будут прописаны в типовом контракте, окончательный текст которого появится в открытом доступе в ближайшее время.

Максим Соколов признал, что еще не все узкие места отрегулированы: «Если честно ответить на вопрос, все ли пазлы сложены в данный момент, то отвечаю — нет, не все. Но до июля еще есть время и мы будем дорабатывать те моменты, которые не были доработаны за предыдущий пятилетний период, когда это можно было сделать в спокойном режиме».

Врозь, а не вместе

Ранее РБК Петербург сообщал о критике транспортной реформы со стороны многих петербургских депутатов и игроков рынка. Они высказывали обеспокоенность тем, что из 450 предложений от горожан к реформе только 55 были учтены. Кроме того, представители транспортных компаний не уверены в том, что смогут получить всю цену контракта, потому что в них предусмотрены серьёзные штрафные санкции за невыполнение транспортной работы (зачастую может быть не по вине перевозчика).

Также критики реформы обратили внимание на то, что «Организатор перевозок» проводил анализ каждого маршрута в городе отдельно, а не всей наземной транспортной системы. В связи с этим эксперты считают, что горожан ждет множество «проблем на маршрутах», которые возникнут уже летом этого года.

Справка

С учетом изменений, из 648 автобусных маршрутов, действующих сейчас в Петербурге, с 16 июля 2020 года останутся 484. Оператором 120 маршрутов будет «Пассажиравтотранс», 364 — частные перевозчики по заключенным с городом контрактам. Количество автобусов на маршрутах сократится с нынешних 5442 до 4512. При этом интервалы движения на некоторых маршрутах сократятся вдвое и больше. Контракты предусматривают плату перевозчикам только по единым регулируемым правительством города тарифам и не по числу перевезенных пассажиров, как сейчас, а за «транспортную работу», учитывающую количество километров пути на маршруте и соблюдение расписания. Соответствующие расходы бюджета Петербурга запланированы на уровне 11,2 млрд рублей на вторую половину 2020 года (с 16 июля по 31 декабря), 24,5 млрд — на 2021 год и 26,3 млрд — на 2022 год.

Тарифы для пассажиров останутся теми же, что утверждены с 1 января 2020 года. На всех маршрутах будут учитываться льготы соответствующим категориям пассажиров. Платить можно будет в том числе и банковскими картами, для чего все автобусы оснастят валидаторами. К существующим видам проездных билетов добавятся два. Один позволит пользоваться всеми видами транспорта (включая метро) в течение 1 часа, второй — в течение 1,5 часов только на наземном транспорте. Такие билеты вводятся ввиду увеличения количества пересадок с одного транспорта на другой из-за сокращения количества маршрутов. Кондукторов в автобусах не будет, зато активизируются контролеры, численность которых будет увеличена до 300 человек (с возможностью еще большего увеличения их числа).

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00