Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Следователи возбудили дело после жесткой посадки самолета в Магадане Общество, 06:10 Производители электроники попросили новых преференций при госзакупках Технологии и медиа, 06:00 Трамп назначит нового исполняющего обязанности главы Нацразведки США Политика, 05:55 NHK сообщила о смерти двух пассажиров Diamond Princess от коронавируса Общество, 05:53 Число новых случаев коронавируса в КНР достигло минимума с 23 января Общество, 05:33 СМИ узнали о планах Сбербанка заработать ₽448 млрд на технологии ИИ Бизнес, 05:07 Появилось видео инцидента с участием бронемашин России и США в Сирии Политика, 05:00 Рыбаки Аляски оценили потери от введенного Россией продэмбарго Бизнес, 05:00 Мадуро объявил ЧС в нефтяной отрасли из-за американских санкций Политика, 04:50 США решили установить гиперзвуковое оружие на свои подлодки Общество, 04:37 Путин сообщил о предварительном обсуждении с Медведевым отставки кабмина Политика, 04:16 В Магадане самолет совершил жесткую посадку сразу после взлета Общество, 03:38 Число новых случаев коронавируса в Хубэе достигло минимума с 25 января Общество, 03:25 Путин назвал главный критерий при отборе кандидатов на посты министров Политика, 03:16
С.-Петербург ,  
0 

Транспортная реформа началась: что ждёт жителей Петербурга

Губернатор Петербурга Александр Беглов и вице-губернатор Максим Соколов (Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Губернатор Петербурга Александр Беглов подписал основополагающий документ петербургской транспортной реформы — «Документ планирования регулярных перевозок». В ближайшие дни будут объявлены конкурсы на автобусные маршруты, а в середине апреля по их результатам будут заключены контракты с перевозчиками, которые 16 июля выйдут на маршруты по новым правилам. РБК Петербург выяснил, как будет проходить в городе транспортная реформа и чего можно опасаться пассажирам.

Что изменили

По сравнению с первоначальным вариантом, финальная версия содержит некоторые изменения. В результате общественного обсуждения к проекту было подано 450 замечаний, из которых учтены 55, среди которых — предложения по изменениям маршрутов. Новых маршрутов не введено (чтобы соблюсти баланс бюджетного финансирования). Также комитет по транспорту Смольного признал разумными доводы перевозчиков о том, что они не смогут полностью обновить свой автобусный парк машинами, выпущенными после 1 января 2018 года. В результате было принято решение обновить только половину парка: из полного числа в 4512 автобусов на первом этапе новыми будет только 2352, как указано в документе.

Впрочем, на встрече с журналистами курирующий реформу вице-губернатор Максим Соколов сообщил, что скорее всего их будет несколько больше — 2662, причем, две трети из них будут большой вместимости. На 131 маршруте автобусы будут только новые (главным образом, большие и низкопольные). Эти маршруты войдут в состав 18 лотов, с победителями будут заключены контракты на 5 лет. На 233 маршрутах разрешат пользоваться старыми автобусами, но в условия контрактов включат обязательство перевозчиков в течение года (до июля 2021 года) обновить свой парк. Эти маршруты будут разыгрываться в составе 24 лотов, контракты по ним заключат на 6 лет.

Если по результатам конкурсов возникнет экономия бюджета (из-за снижения цены лотов в результате конкуренции перевозчиков), то будут введены дополнительные маршруты. Таких маршрутов приготовлено 18. Для того, чтобы все они были введены, экономия должна составить 800-900 млн руб. Такая экономия может возникнуть, поскольку расценки на лотах, по словам вице-губернатора, будут несколько выше московских — по контрактам, которые Москва заключала ранее, и «сравнимы с расценками, по которым заключаются контракты с ГУП «Пассажиравтотранс», отметил он.

О новых автобусах позаботились

Максим Соколов развеял опасения критиков, что за три месяца, которые останутся до 16 июля с момента подписания контрактов, перевозчики не успеют приобрести новые автобусы, да и денег на них многим просто не найти за такой короткий срок. Что касается производства, то проблему представляют только большие автобусы — малых и средних на рынке, по его словам, вполне достаточно, к тому же некоторые компании уже частично обновили свой автобусный парк. Что касается больших автобусов, то власти о них позаботились заранее. «Проведено ряд совещаний в правительстве РФ и сегодня за Санкт-Петербургом закреплен заказ на 900 новых больших автобусов. Это все, что может поставить нам промышленность страны. Эти автобусы уже производятся на российских заводах», — сообщил Максим Соколов. По его словам, если российские заводы (ГАЗ, КАМАЗ, Волгабас) не смогут вовремя поставить средние автобусы, то «есть еще наши братья — соседи белорусы». На вопрос журналистов, можно ли будет приобретать китайские автобусы, вице-губернатор ответил: «Напрямую иностранные автобусы приобретать точно будет нельзя».

По его словам, новые автобусы будут покупать главным образом лизинговые компании, а перевозчики будут брать у них машины в лизинг и на это деньги перевозчики найдут (в том числе, за счет банковских кредитов). Согласие лизинговых компаний приобретать автобусы, судя по всему, получено, поскольку «все они — с государственным участием: «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг», «ВЭБ Лизинг» и др.», отметил Максим Соколов, пообещав, что навязывать перевозчикам определенных лизингодателей не будут — «победители конкурсов будут приобретать автобусы у тех лизинговых компаний, которые они сами выберут». За возможным завышением цен будет следить ФАС.

Не все пазлы сложены

По условиям конкурсов перевозчики должны будут представить банковские гарантии — «чтобы ни у кого не было возможности недобросовестно подойти к выполнению своих обязательств и сорвать переход на новую модель», подчеркнул вице-губернатор. «Идя навстречу политике поддержки малого и среднего бизнеса, самый маленький лот соответствует самому маленькому перевозчику с тем количеством подвижного состава, который у него есть», — отметил Максим Соколов. Соблюдение расписания будет контролироваться с помощью специальной программы, которая помимо прочего записывает и хранит в памяти дорожную ситуацию, в том числе пробки, которые препятствуют малым интервалам движения автобусов. Штрафовать перевозчиков за несоблюдение расписания из-за пробок не будут. Все детали будут прописаны в типовом контракте, окончательный текст которого появится в открытом доступе в ближайшее время.

Максим Соколов признал, что еще не все узкие места отрегулированы: «Если честно ответить на вопрос, все ли пазлы сложены в данный момент, то отвечаю — нет, не все. Но до июля еще есть время и мы будем дорабатывать те моменты, которые не были доработаны за предыдущий пятилетний период, когда это можно было сделать в спокойном режиме».

Врозь, а не вместе

Ранее РБК Петербург сообщал о критике транспортной реформы со стороны многих петербургских депутатов и игроков рынка. Они высказывали обеспокоенность тем, что из 450 предложений от горожан к реформе только 55 были учтены. Кроме того, представители транспортных компаний не уверены в том, что смогут получить всю цену контракта, потому что в них предусмотрены серьёзные штрафные санкции за невыполнение транспортной работы (зачастую может быть не по вине перевозчика).

Также критики реформы обратили внимание на то, что «Организатор перевозок» проводил анализ каждого маршрута в городе отдельно, а не всей наземной транспортной системы. В связи с этим эксперты считают, что горожан ждет множество «проблем на маршрутах», которые возникнут уже летом этого года.

Справка

С учетом изменений, из 648 автобусных маршрутов, действующих сейчас в Петербурге, с 16 июля 2020 года останутся 484. Оператором 120 маршрутов будет «Пассажиравтотранс», 364 — частные перевозчики по заключенным с городом контрактам. Количество автобусов на маршрутах сократится с нынешних 5442 до 4512. При этом интервалы движения на некоторых маршрутах сократятся вдвое и больше. Контракты предусматривают плату перевозчикам только по единым регулируемым правительством города тарифам и не по числу перевезенных пассажиров, как сейчас, а за «транспортную работу», учитывающую количество километров пути на маршруте и соблюдение расписания. Соответствующие расходы бюджета Петербурга запланированы на уровне 11,2 млрд рублей на вторую половину 2020 года (с 16 июля по 31 декабря), 24,5 млрд — на 2021 год и 26,3 млрд — на 2022 год.

Тарифы для пассажиров останутся теми же, что утверждены с 1 января 2020 года. На всех маршрутах будут учитываться льготы соответствующим категориям пассажиров. Платить можно будет в том числе и банковскими картами, для чего все автобусы оснастят валидаторами. К существующим видам проездных билетов добавятся два. Один позволит пользоваться всеми видами транспорта (включая метро) в течение 1 часа, второй — в течение 1,5 часов только на наземном транспорте. Такие билеты вводятся ввиду увеличения количества пересадок с одного транспорта на другой из-за сокращения количества маршрутов. Кондукторов в автобусах не будет, зато активизируются контролеры, численность которых будет увеличена до 300 человек (с возможностью еще большего увеличения их числа).