Лента новостей
Число жертв взрыва на заводе в Гатчине возросло до четырех человек 01:44, Общество Кадыров посетил Ингушетию на фоне протестов из-за изменения границы 01:32, Политика Саудовская Аравия признала смерть журналиста Хашкаджи в своем консульстве 01:14, Политика Трамп не исключил введения санкций против Эр-Рияда из-за журналиста WP 01:08, Политика Трамп опроверг связь обвиненной россиянки со своим предвыборным штабом 00:59, Политика Помпео выразил поддержку Украине в движении к автокефалии 00:28, Политика Число жертв взрыва на заводе в Гатчине возросло до трех человек 00:13, Общество Минэнерго ответило на сообщения Киева об аварии на ТЭС в Крыму 00:09, Общество Дедлайн: как воспринимают время в разных культурах 00:07, РБК и Инвитро Счетная палата нашла нарушения при возведении комплекса для Третьяковки 19 окт, 23:56, Бизнес В ОНК рассказали о переводе Кокорина и Мамаева из карантина в камеры 19 окт, 23:56, Общество Македонский парламент поддержал переименование страны 19 окт, 23:45, Политика Военные рассказали об обстреле боевиками сирийских военных в Африне 19 окт, 23:33, Политика В Керчи проститься с погибшими в колледже пришли более 30 тыс. человек 19 окт, 23:13, Общество СМИ узнали о продвижении Болтоном идеи выхода из договора о ракетах 19 окт, 23:10, Политика Суд снял часть обвинений с бывшего главы штаба Трампа Пола Манафорта 19 окт, 22:59, Политика Минобороны не подтвердило спасение одного из пилотов разбившегося Л-39 19 окт, 22:43, Общество «Локомотив» выиграл у «Ростова» в премьер-лиге 19 окт, 22:34, Спорт США предъявили первые обвинения за вмешательство в выборы 2018 года 19 окт, 22:23, Политика Как «токсичные» отношения в компании снижают ее финансовые показатели 19 окт, 22:20, РБК и Volkswagen Слух на $3 млрд: чем для «Яндекса» обернулись сообщения о продаже акций 19 окт, 22:17, Технологии и медиа Власти объяснили отказ разрешить акцию памяти жертв репрессий на Лубянке 19 окт, 22:04, Общество «Эрик доволен»: Давидыч выйдет на свободу до конца года 19 окт, 21:56, Авто В ЦБ заявили о росте вкладов россиян в отечественные банки в октябре 19 окт, 21:52, Финансы Американский авианосец впервые с 1991 года вошел в воды Арктики 19 окт, 21:30, Политика Путин выразил соболезнования в связи с гибелью людей под поездом в Индии 19 окт, 21:13, Общество Взрыв на пиротехническом заводе в Гатчине обесточил 80 домов 19 окт, 20:56, Общество Надежность или доходность: выбираем что-то одно или есть золотая середина 19 окт, 20:45, РБК и Сбербанк
Дальнобойщики объяснили, почему власти «пошли на уступки»
Санкт-Петербург и область, 12 ноя 2015, 10:35
0
Дальнобойщики объяснили, почему власти «пошли на уступки»
Система «Платон» практически не работает, утверждают водители

Общероссийская акция протеста водителей большегрузных автомобилей в связи с намерением правительства РФ ввести с 15 ноября плату с грузовиков, массой более 12 тонн, за проезд по федеральным дорогам вызвана не столько размером платы, сколько неготовностью системы учета трафика грузовиков, утверждают в филиале Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу. «Заплатить за проезд невозможно, а штрафы за езду без оплаты чудовищные, они нас разорят», — так примерно говорят в АСМАПе.

Система

Плата с 12-тонников введена постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». До 29 февраля 2016 года владельцы большегрузов должны будут платить 1,53 рубля за километр, а потом 3,06 руб. Этот порядок распространяется на 50 774 км федеральных автомобильных дорог и на зарегистрированных в РФ 1 882 090 грузовиков с разрешенной массой более 12 тонн, которые принадлежат 1 138 962 владельцам, среди которых физические и юридические лица, а также на сотни зарубежных логистических компаний. После приемки система «Платон» станет собственностью РФ. Ее оператором по концессионному соглашению является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). По данным СПАРК, РТИТС на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Чтобы заплатить за проезд, перевозчик должен зарегистрировать свой грузовик на сайте системы «Платон», управляющей процессом, и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете. Затем следует либо оформить маршрутную карту на конкретную поездку, либо получить в офисе оператора системы, компании «РТ-Инвест Транспортные системы», и установить на автомобиль транспондер — бортовое электронное устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам и обеспечивающее автоматическую оплату (это удобнее маршрутной карты, если поездки происходят часто). Однако, как утверждают в филиале АСМАП по СЗФО, абсолютное большинство транспортных компаний региона не может ни зарегистрировать десятки тысяч своих автомобилей, ни оформить маршрутную карту, ни получить транспондеры. И это за три дня до введения платы.

«По нашим данным, из всех офисов оператора на Северо-Западе России более или менее работает только петербургский. На 11 ноября офис выдал лишь около двух сотен транспондеров и только двум транспортным компаниям из 460, входящих в нашу ассоциацию [на Северо-Западе зарегистрировано почти 200 тысяч грузовиков с разрешенным весом более 12 тонн, принадлежащих 113 тыс. владельцев — ред.]. У офиса очередь на улице — как в блокаду за хлебом. Система регистрации постоянно сбоит, а транспондеров явно не хватает. Некоторым компаниям говорят, что они получат транспондеры только в декабре», — свидетельствует руководитель филиала АСМАП по СЗФО Александр Дацюк. По его словам, ни в Пскове, ни в Новгороде транспондеры еще 10 ноября и не начинали выдавать — «нет команды из Москвы». Большие проблемы и с системой регистрации на сайте «Платона». «Ни одно автопредприятие Выборгского района Ленобласти до сих пор не может зарегистрироваться и, соответственно, завести свой личный кабинет на сайте», — утверждает Константин Шаршаков, заместитель А.Дацюка.

Помимо этого, совершенно не подготовлена, как утверждают в АСМАПе, система учета грузовиков, прибывающих из-за границы, даже из стран Таможенного союза. На пунктах пограничного пропуска должны располагаться офисы оператора со всем необходимым оборудованием. Как это выглядит в действительности, рассказал замруководителя филиала АСМАП по СЗФО Константин Шаршаков: «2 ноября на сайте Росавтодора появилось сообщение, что 30 октября проведено успешное тестирование системы в офисе на МАП «Торфяновка» [самый крупный пункт пропуска на границе Ленобласти с Финляндией — ред.]. Во вторник, 10 ноября, я приехал на Торфяновку. Никаких указателей не обнаружил. Попросил пограничников показать офис оператора. Они очень удивились и ответили, что знать ничего не знают и что на территории МАПа никакого офиса нет. Посоветовали сходить в магазин в поселке и спросить местных теток, которые все знают. Действительно, тетки подсказали, что на заднем дворе, у бензоколонки, появилась какая-то будка. С трудом нашел будку с неказистой вывеской «Платон». Захожу — там два стола и какие-то коробки, как оказалось, с запакованным оборудованием. Соответственно, ни зарегистрировать автомобиль, ни оформить маршрутную карту невозможно — терминал еще даже не завезли, сказали мне сотрудники офиса. Нет и транспондеров и когда привезут — неизвестно. То есть, офис не работает. У меня есть диктофонная запись всех моих разговоров на Торфяновке».

Как выяснили руководители АСМАПа, ни финских, ни эстонских, ни латвийских перевозчиков российский Минтранс даже не предупредил о введении платы. С белорусами ситуация и вовсе абсурдная. «Границы с Белоруссией не существует, где они будут регистрироваться и получать транспондеры? На их территории офисов оператора нет», — недоумевает А.Дацюк.

Цена вопроса

По данным директора департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, средний пробег большегрузного автомобиля в России — 60 тыс. км в год. Получается, его владельцу сбор обойдется в 92 тыс. руб. по нынешнему тарифу, а по мартовскому — уже в 184 тыс. руб. в год.

Вполне вероятно, что перевозчики захотят переложить сбор на клиентов. За 1 км пути перевозчик на 12-тонной машине берет с заказчика в Центральной России около 30 руб. (в качестве примера взят тариф транспортной компании «Ространсавто»). Если сегодня рейс Москва — Петербург обходится заказчику в 21 300 руб., то на следующей неделе он будет стоить уже 22 386 руб., а с марта 2016 года — 23 473 руб.

По его словам, на недавней встрече с чиновниками и руководством РТИТС, перевозчики просили сначала запустить систему в тестовом режиме, отладить оборудование и все программы. Тем более что в бюджете страны на 2015 год поступления от платы за проезд не предусмотрены. «Когда подобную систему вводили в Германии, они два года ее тестировали, потому что постоянно возникали сбои. А у нас хотят запустить сходу для всей страны. Генеральный директор РТИТС Александр Советников нас заверил, что система полностью готова к работе. Но мы знаем, что это не так. Она еще даже не установлена в большинстве офисов на Северо-Западе. А осталось всего три дня. Так не делается», — уверен глава северо-западного АСМАП. Кстати, он напомнил, что когда вводили систему пропуска автомобилей по транспондерам на ЗСД, оператор два месяца устранял сбои. «А «Платон» в сто раз сложнее системы пропуска на ЗСД», — утверждает А.Дацюк.

Аналогичная ситуация, похоже, имеет место и в других регионах России. «Маршрутную карту в программе оформить нельзя: все поля неактивны. Пока мы не можем воспользоваться системой даже в режиме тестирования», — двумя днями ранее подтвердила РБК Марина Галявина, советник по правовым вопросам московской компании «Итеко-Евразия» (400 грузовиков в парке).

Готовность

В Росавтодоре, в свою очередь, заявляют, что в системе «Платон» уже прошли регистрацию более 40 тыс. владельцев транспортных средств, чей автопарк в совокупности насчитывает более 365 000 грузовых автомобилей.

Все средства, полученные в результате реализации проекта, будут направлены в Федеральный дорожный фонд. «Внедрение системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн в счет возмещения ущерба, наносимого дорожному покрытию, позволит переломить сложившуюся ситуацию в сторону стабильного повышения уровня финансирования дорожной отрасли. Проект будет способствовать улучшению качества автомобильных дорог, снижению аварийности, совершенствованию логистических цепочек, а также развитию добросовестной конкуренции на рынке грузоперевозок», — говорят чиновники.

Генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников, в свою очередь, ранее говорил: «Система взимания платы готова к запуску. Мы заблаговременно предусмотрели различные каналы регистрации для владельцев транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн. Открыты 138 офисов системы «Платон» по всей стране. Большинство крупных компаний на рынке с автопарком от 50 автомобилей уже зарегистрировались в системе. Также развернута система контроля в соответствии с установленным графиком: 100 автомобилей мобильного контроля и 20 рамных конструкций. Перед началом движения своих транспортных средств пользователи могут выбрать один из двух способов внесения платы: оформление маршрутной карты и установка бесплатного бортового устройства. Кроме того, 10 ноября открылась возможность пополнения лицевого счета пользователя на банковские реквизиты. В ближайшие дни будут доступны все остальные ресурсы для оплаты — личный кабинет и терминалы самообслуживания».

Перевозчики не понимают, как им жить после 15 ноября — ездить без оформления, рискуя нарваться на чудовищные штрафы (450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное) или ставить машины на прикол, нарушая контракты с грузовладельцами и подрывая тем самым их и свой бизнес. Впрочем, после акций протестов перевозчиков 11 ноября заместитель министра транспорта Евгений Дитрих объявил, что штрафы за неоплаченный проезд с 15 ноября будут взиматься только в Московской области, а в других регионах их введут на полгода позже — в мае 2016 года. «Очень возможно, что 16 ноября перевозчики по Московской области просто не поедут, — прогнозирует К.Шаршаков. — Можно представить, какова будет реакция московской промышленности, которая перестанет получать сырье и комплектующие и не сможет вывозить готовую продукцию».

Всех этих проблем можно было избежать, уверены транспортники, если бы вместо чрезвычайно громоздкой и дорогостоящей системы ввели бы, как в некоторых странах Европы, обыкновенные повременные (на час, на день, на несколько дней) проездные билеты, как на городском общественном транспорте. Они продаются на любой бензоколонке, кладутся под лобовое стекло и легко считываются дорожными камерами.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в соответствии с указанием Минфина плата за проезд не будет учитываться в структуре затрат перевозчика (при исчислении налога на прибыль). «Это удивительно на фоне заверений руководителей страны о всяческой поддержке бизнеса и облегчения условий нашей работы в период экономического кризиса», — недоумевает К.Шаршаков. К тому же, как ему только что сообщили финские экспедиторы, финские власти рассматривают вопрос о «симметричном ответе» — введении платы с российских грузовиков за проезд по Финляндии и этими деньгами компенсировать затраты финских перевозчиков при проезде по российским дорогам.

В России зарегистрировано 1 882 090 грузовиков с разрешенной массой более 12 тонн, которые принадлежат 1 138 962 владельцам, среди которых физические и юридические лица. В частности, на Северо-Западе зарегистрировано почти 200 тысяч таких фур, принадлежащих 113 тыс. владельцев.