Крупный завод под Петербургом берет многомиллиардный кредит
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) возьмет кредит на 6 млрд руб. в Промсвязьбанке, сообщает Центр раскрытия корпоративной информации. Как выяснил РБК Петербург, эти средства будут направлены на погашение кредиторской задолженности предприятия, финансирование производственной деятельности и выплату зарплаты работникам. Экономисты говорят, что верфи часто берут новые кредиты для оплаты процентов по ранее взятым займам, а само тело кредита они погасить не могут.
«Хроническая» задолженность
Часть полученных средств ВСЗ рассчитывает направить на исполнение текущих заказов. Напомним, что сейчас ВСЗ одновременно строит семь судов. Кроме того, предприятие рассчитывает получить заказ от «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума» на строительство нескольких краболовов, а также на строительство ледокола «Обь-2» для «Атомфлота».
Отметим, что генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев ранее говорил РБК Петербург, что предприятию нужен заем для погашения ряда долгов. В частности, 2,5 млрд руб. нужно ВСЗ для того, чтобы расплатиться с поставщиками. Такая крупная «хроническая» задолженность возникла из-за того, что у предприятия, впрочем, как и у большинства судостроителей, не хватало средств на выполнение заказов. Авансов, которые платили заказчики, недостаточно для завершения строительства судов, поэтому компании приходилось брать кредиты.
Жизнь на кредиты
Эксперты говорят, что сильная закредитованность — типичная ситуация для предприятий судостроительного сектора. Зачастую верфи берут новые кредиты для оплаты процентов по ранее взятым займам, а само тело кредита они погасить не смогут в принципе, отмечает профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Елена Ткаченко.
По ее мнению, при работе по такой схеме судостроители могут попасть под контроль банков (например, в случае, если размер кредита, взятого в одном банке, больше, чем стоимость активов предприятия). И в такой ситуации могут оказаться практически все предприятия в отрасли, добавляет эксперт.
Закредитованность верфей связана с особенностями их работы: у компаний очень длинные (несколько лет) сроки выполнения заказов. При этом основная часть средств переводится исполнителю лишь после того, как он уже сдал судно. И чем больше заказов, тем больше закредитованность предприятий поясняет Елена Ткаченко.
Для решения этой проблемы есть несколько вариантов. Один из них — докапитализация верфей. Другой вариант — списание части задолженности предприятий. Проблемой уже озаботились федеральные власти. Так, в июле этого года вице-премьер Юрий Борисов предложил списать 600–700 млрд руб. долгов отечественного оборонно-промышленного комплекса (и в том числе, судостроителей). По его данным, общий объем кредитов предприятиям оборонно-промышленного комплекса превышает 2 трлн руб. Только для уплаты процентов по кредитам предприятия оборонки тратят около 200 млрд руб. в год, сообщил Юрий Борисов. Он обратил внимание, что эта цифра «бьется» с плановой прибылью предприятий ОПК.