Сотни петербуржцев пожаловались на внезапную аннуляцию туров
Более 200 жителей Петербурга пожаловались в Роспотребнадзор на фактический отказ со стороны туроператора «Натали Турс» в исполнении договоров об оказании туристских услуг. В ведомстве говорят, что официально туроператор подтвердил только возможность воспользоваться услугами авиаперевозки на регулярных рейсах и оформленными визами.
Всего по состоянию на 7 августа 2018 года в Роспотребнадзор обратилось более 850 пострадавших туристов. Ведомство направило в суды более 30 исков в защиту потребителей.
Денег нет
Глава «Натали Турс» Владимир Воробьев сообщил об аннуляции всех туров 4 июля. По его словам, туроператор не смог выполнить обязательства перед партнерами и его начали отключать от обслуживания. При этом в Российском союзе туриндустрии (РСТ) рассказали, что до 1 октября туроператор продал примерно 10 тыс. туров, общая стоимость которых составляет 950 млн руб. Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина заявила, что у «Натали Турс» не хватит средств на выплаты пострадавшим.
По данным Ассоциации туроператоров России, аннуляция туров «Натали Турс» может затронуть свыше 30 тыс. человек, сумма полученного клиентами туроператора ущерба составляет 1,18 млрд руб.
Долги «Натали Турс»
Компания работает на российском рынке с 1992 года. Ранее Воробьев объявил о прекращении всех чартерных программ, сохранив программы с регулярными перевозками. Изначально в компании объясняли это низкими финансовыми показателями чартеров, однако позже глава туроператора признал, что это была вынужденная мера, необходимая для сокращения убытков.
Ранее стало известно, что у «Натали Турс» есть долги перед зарубежными партнерами, в том числе из-за отмены чартерных программ.
«Натали Турс» не единственный туроператор, заявивший о проблемах. 3 июля свою финансовую несостоятельность признал оператор DSBW Tours. По данным Российского союза туриндустрии, число пострадавших клиентов компании может превышать 1 тыс. человек.
Туризм без контакта
Генеральный директор и совладелец туристической компании Commodore Анна Трубицина ранее говорила РБК Петербург, что в последнее время на туристическом рынке сложилась тревожная ситуация — спрос на туры низкий, конкуренция с онлайн-агрегаторами растет, равно как и налоговая нагрузка, и взносы в различные фонды, маржинальность растет. «Отдельная проблема — постоянное давление на туристический бизнес со стороны государства. В любых конфликтных ситуациях государство всегда встает на сторону туриста, не думая о бизнесе. Во всех форс-мажорных ситуациях бизнесу приходится вывозить туристов за свой счет и нести убытки. Возможно, сейчас идет какой-то окончательный передел рынка, который может закончиться тем, что останется один-два оператора — не исключено, что под государственным патронатом», — говорила она.
Дмитрий Мазанников, руководитель сети «РоссТур» в СЗФО, в свою очередь, говорил, что для улучшения ситуации на туристическом рынке необходимо, чтобы власть работала в плотном контакте с туроператорами. Сейчас такого контакта практически нет. «Туристический бизнес не может застраховаться от колебаний спроса. Мы не можем знать наперед, каким будет завтра курс рубля. Туроператор планирует свою полетную программу сильно заранее, и, когда все плохо продается, он не может просто позвонить и попросить авиакомпанию снять чартер. Игроки рынка не обсуждают друг с другом свои планы по продажам, и часто возникает переизбыток чартерных рейсов и забронированных отелей, в итоге туры продаются по очень низким ценам, падает маржинальность», — говорит он.
По мнению Павла Румянцва, заместителя директора Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, после ситуации с «Натали турс» игроки рынка начнут проводить аудит своих туристических программ и бизнес-моделей.