Карточный домик: туроператоры не исключают углубления кризиса в отрасли
В последнее время о финансовых проблемах заявили сразу несколько туристических операторов — «Натали турс», DSBW-Tours, «Матрешка тур». По оценкам экспертов, от отмены туров и приостановки деятельности этих операторов пострадало несколько тысяч туристов, которым теперь придется возвращать деньги в судах и у страховщиков. Глава Ростуризма Олег Сафонов призвал не делать выводов о ситуации на всем рынке выездного туризма на примере «неуспешных коммерческих действий двух компаний». Но опрошенные РБК Петербург эксперты отмечают, что проблемы у туристического рынка все же есть и не исключают, что кризис в отрасли может продолжиться.
Анна Трубицина, генеральный директор и совладелец туристической компании Commodore:
Падает маржинальность туристического бизнеса — сказывается конкуренция с онлайн-агрегаторами, налоговая нагрузка и взносы в различные фонды и страховые компании. Причем все эти фонды и страховые компании защищают исключительно самих туристов, а турбизнес остается незащищенным.
Отдельная проблема — постоянное давление на туристический бизнес со стороны государства. В любых конфликтных ситуациях государство всегда встает на сторону туриста, не думая о бизнесе. Во всех форс-мажорных ситуациях бизнесу приходится вывозить туристов за свой счет и нести убытки. Возможно, сейчас идет какой-то окончательный передел рынка, который может закончиться тем, что останется один-два оператора — не исключено, что под государственным патронатом.
Возможно, сейчас идет какой-то окончательный передел рынка, который может закончиться тем, что останется один-два оператора — не исключено, что под государственным патронатом.
Тем не менее надо признать, что финансовые проблемы туроператоров — это во многом следствие самой модели управления бизнесом. Крупные игроки рынка привыкли жить в долг — исключительно за счет оборотных средств. И после кризиса 2014 года, когда рухнуло сразу несколько крупных туроператоров, этот подход не изменился.
Сейчас, например, пострадали в основном люди, у которых было раннее бронирование. А раннее бронирование используется как раз для того, чтобы получить заранее деньги и оплатить туры тех, кто едет прямо сейчас. Кроме того, туроператоры заключают с отелями контракты с постоплатой, когда все оплачивается чуть ли не в самом конце сезона. Это тоже могло бы регулироваться сверху, чтобы таких контрактов не было, чтобы были какие-то гарантии и депозиты.
Проблемы у туроператоров могут продолжиться, особенно если у «Натали турс» были пересечения по чартерным программам с другими игроками рынка. Так, в свое время «Версу» утащил за собой «Солвэкс», потому что они делили самолеты. Кроме того, падение крупного туроператора вызывают негативный фон вокруг всей туротрасли. Возникает своего рода эффект домино.
Существует также проблема дефицита кадров, которые тоже во многом является результатом плохого имиджи туристической отрасли. Раньше выстраивались очереди из соискателей с высшим образованием, знающих несколько иностранных языков, сейчас не помогает даже перспектива бесплатных путешествий».
Дмитрий Мазанников, руководитель сети «РоссТур» в СЗФО:
Во-вторых, этим летом в Петербурге проходит чемпионат мира, обустроены фан-зоны, проходят развлекательные мероприятия. В процесс организации чемпионата вовлечено огромное количество людей — коммунальные службы, медицинский сектор, органы правопорядка, все они и их семьи не едут в отпуск, не покупают туры.
Также и горожане хотят быть свидетелями мирового события. К чемпионату виден огромный интерес. Большое количество людей осталось в городе на время мундиаля. Все это повлияло на продажи туроператоров.
В туристической отрасли постоянно идет законодательная работа для того, чтобы защитить права туристов. Но остался момент, который законодательство пока никак не проработало. Иногда, как например, это было с «Матрешкой тур» и «Авророй БГ», все на рынке понимают, что у компании уже все плохо, но сама она не признает себя несостоятельной, и люди обращаться за компенсациями не могут. Сейчас в Госдуме рассматривается инициатива о том, чтобы Ростуризм по косвенным признакам мог решать, состоятельна компания или несостоятельна. Тогда внезапный уход с рынка крупного игрока станет менее вероятным.
Кроме того, для улучшения ситуации на туристическом рынке необходимо, чтобы власть работала в плотном контакте с туроператорами. Сейчас такого контакта практически нет. Была, например, тяжелейшая ситуация, когда турецкая авиакомпания Atlasglobal не получила разрешение на выполнение рейсов в Россию. Это произошло внезапно, в последний момент, и туроператоры понесли убытки, пострадали люди, в спешке менялись полетные программы. Такие действия создают негативный фон не только вокруг туризма, но и в целом вокруг страны. Люди просто не чувствуют себя защищенными.
Сейчас в Госдуме рассматривается инициатива о том, чтобы Ростуризм по косвенным признакам мог решать, состоятельна компания или нет. Тогда внезапный уход с рынка крупного игрока станет менее вероятным.
Туристический бизнес не может застраховаться от колебаний спроса. Мы не можем знать наперед, каким будет завтра курс рубля. Туроператор планирует свою полетную программу сильно заранее, и, когда все плохо продается, он не может просто позвонить и попросить авиакомпанию снять чартер. Игроки рынка не обсуждают друг с другом свои планы по продажам, и часто возникает переизбыток чартерных рейсов и забронированных отелей, в итоге туры продаются по очень низким ценам, падает маржинальность.
Есть заблуждение, что можно обойтись в принципе без турагентов, заказывать туры самостоятельно, без посредников, и ездить даже лучше и дешевле. Но квалифицированные посредники необходимы, и не только потому, что они экономят время. Они знают все подводные камни, с которыми может столкнуться турист, могут защитить его от большого количества проблем, так как имеют большой опыт и налаженные связи. Профессиональные турагенты нужны рынку, но профессионализм должен хорошо оплачиваться. Сейчас из-за скидок и промотарифов турагентам становится невыгодно работать на рыке, и профессионалы с него уходят, замещаются низкоквалифицированными специалистами и мошенниками.
Промотарифы, которые захватили рынок (пакетные туры с максимально низкими ценами и сниженной комиссией для турагентов), губят весь туристический мир. И туроператоров, и турагентов. Скидки и промотарифы — вот на что должен обратить внимание регулятор, чтобы оздоровить туристический рынок».
Павел Румянцев, заместитель директора Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии:
Если сравнить экономику выездного туризма 2017 года с прошлым летом, можно сказать, что спрос либо остался на таком же уровне, либо снизился на 5-10%, но для рынка это незначительные колебания.
Конечно, падение крупного туроператора заставляет людей задуматься, стоит ли работать с тем или иным туроператором? Может быть, стоит организовать поездку самому? Но пока резкого оттока покупателей туров нет. Если ситуация разрешится быстро, проблем на рынке туроператоров не возникнет.
После кризиса 2014 года на рынке произошло разделение: массовый туристический продукт является уделом крупных российских операторов («Библио Глобус», «Интурист», «Пегас Туристик» и др.), а региональные туроператоры развивают нишевый, специализированный продукт. В Петербурге туроператоры ориентируются на своих постоянных клиентов, модель их бизнеса более сбалансирована: «лучше меньший оборот, но большая устойчивость».
В конце мая-июне на рынке появились «горящие» туры. Это всегда не очень хороший знак — значит, предложение туров по тому или иному направлению превышает существующий спрос. «Горящий тур» зачастую означает, что туроператор продает его ниже себестоимости. Системно применять такую модель нельзя — это может поставить туроператора на грань финансовой нестабильности.
После ситуации с «Натали турс» игроки рынка начнут проводить аудит своих туристических программ и бизнес-моделей. Долгосрочное планирование предполагает постоянный мониторинг финансовой ситуации на рынке, чтобы иметь возможность предотвращать подобные инциденты».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.