Петербург попрощался с дорогами-призраками
Объявленное Смольным секвестирование бюджета Петербурга на 2015 год, как обычно, произведено в основном за счет Адресной инвестиционной программы (АИП). В ежегодном отчете перед Законодательным собранием губернатор Георгий Полтавченко признает: «Баланс между социальной политикой и развитием Петербурга в 2015 году изменится». Однако, стратегические интересы города, по его словам, при этом не пострадают. «Мы постарались сохранить в АИП все необходимое для реализации долгосрочных планов», - утверждает губернатор.
Г.Полтавченко заявил, что сокращение АИП на 11 млрд рублей не помешает реализовать главные программы развития транспортной системы Петербурга, в частности, создание транспортного обхода Красного Села и превращение набережных Обводного канала в транспортный обход центра Петербурга. Действительно, как сообщил источник в Смольном, транспортная часть АИП (а там есть и другие городские объекты) сокращена всего на 6,976 млрд руб., причем, практически вся эта сумма относится к метро: на 2016 и 2017 годы перенесено финансирование строительства Красносельско-Калининской ветки. При этом составление проектов объектов этой ветки продолжается без остановки, подчеркнул источник . Проектные работы финансируются по полной программе. Пока проекты не готовы, начинать стройку нельзя, так что сокращение средств, зарезервированных именно на строительные работы в 2015 году (видимо, в надежде, что удастся и проекты утвердить, и начать работы), вполне оправдано. По мнению специалистов, эти деньги в любом случае вряд ли удалось бы освоить в этом году.
Сокращения программ строительства наземных дорожных объектов практически не произошло, утверждает источник в Смольном. Формально с этих статей АИП снято всего 200 млн рублей – это средства на проведение строительных работ по долгосрочным проектам, которые начались в предыдущие годы и которые должны завершиться через год или два. Сокращение их финансирования в 2015 году - это простое перераспределение средств между разными этапами работ. При этом, как утверждают в Смольном, ни один из реализуемых проектов не превратится в долгострой, то есть замораживания строительства не происходит. Также не будет отменен ни один из новых проектов, запланированных ранее (впрочем, таких новых строек практически нет).
В связи с этим губернатор Полтавченко в своем отчете подтвердил, что в 2015 году, как и было запланировано, войдет в эксплуатацию первая очередь проезда по южному берегу Обводного канала от Невы до Глухоозерского шоссе с мостом через ковш Обводного канала и транспортной развязкой с проспектом Обуховской обороны. Также продолжится проектирование развязок на пересечении Обводного канала со Старо-Петергофским и Московским проспектами, начнется проектирование развязки на пересечении Обводного канала с Лиговским проспектом. Стартуют работы по реконструкции Песочной набережной, Тучкова моста, строительству набережной Макарова. Разумеется, сохранено финансирование объектов для чемпионата мира по футболу в 2018 году – строительства станции метро Новокрестовская, тоннеля этой ветки и т.п.
В результате оптимизации расходов (чтобы снизить ущерб от секвестирования) удалось даже увеличить расходы на дорожную инфраструктуру. Так, по словам источника РБК, за счет сокращения расходов на метро были, наконец, выделены средства на реконструкцию набережной Макарова (несколько последних лет деньги на это никак не могли найти).
Как говорят эксперты, секвестр скорее всего принесет еще одну пользу – в конце года не будет такого большого, как случалось раньше, недорасходования бюджета, поскольку сокращены средства, которые имели мало шансов на освоение. Ранее старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Екатерина Решетова, выступая на форуме «Будущий Петербург» , отмечала, что ограниченные средства должны стимулировать на поиск оптимального и максимально эффективного способа упростить и сократить время передвижения человека по городу. «Ограниченный бюджет просто оставляет меньше шансов на ошибку, но не должен останавливать развитие, - отмечала она. - Бедность стимулирует эффективность".
С другой стороны, эксперты говорят и о возможном негативном эффекте от секвестирования. Обычно Петербург к концу года приходил с профицитным бюджетом. Помимо искусственного занижения потенциальных доходов при планировании бюджета, власти пользовались тем, что миллиарды рублей просто не успевали освоить в запланированное время. Сейчас такая подушка безопасности частично уменьшена, что к концу года может привести к реальному дефициту бюджета.
Владимир Грязневич