Суд встал на сторону пенсионерки, «воевавшей» со Смольным
Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил иск петербургской пенсионерки Марины Мачневой, оспаривающий запрет на съемку должностных лиц во время приема. Об этом рассказал РБК Петербург юрист «Команды 29» Макс Оленичев, который отстаивал позицию петербурженки в суде.
«Сегодня объявили результативную часть об удовлетворении административного иска, мотивы суда будут указаны в полном решении, которое мы получим через неделю. Когда решение суда вступит в силу (через месяц после публикации), препятствий для ведения съемки должностных лиц администрации губернатора не будет», — говорит он.
Активистка группы «ЖКХ: объединение советов домов и собственников», пенсионерка Марина Мачнева неоднократно пыталась попасть на личный прием должностных лиц администрации Санкт-Петербурга. Однако начальник отдела приема обращений администрации каждый раз отказывал женщине в приеме из-за того, что она хотела снимать на видео встречу с чиновниками.
Мачнева пожаловалась на действия госслужащего, но в ответ на жалобы получила ссылку на инструкцию по делопроизводству в администрации губернатора Санкт-Петербурга, согласно которой личный прием не проводится или прекращается, если гражданин ведет видео- или аудиозапись приема. Как написано в этой инструкции, запись может вестись только с согласия должностного лица.
Примечательно, что появление такого запрета в инструкции Смольного связано с той же Мариной Мачневой. В 2017 году она судилась с главой Жилинспекции Владимиром Зябко. Чиновник подал иск в Невский районный суд из-за того, что женщина вела видеозапись на приеме Зябко и позднее разместила эту запись в «ВКонтакте» вместе с критическим комментарием. Он сначала требовал с пенсионерки 1 млн руб. компенсации, но в ходе процесса снизил требования до 10 тыс. руб.
Тогда иск Зябко был удовлетворен. В регламент жилинспекции и инструкцию администрации губернатора были внесены изменения, которые запретили гражданам вести видеосъемку в ходе личного приема без согласия чиновника.
«Российское законодательство запрещает фото- и видеосъемку граждан без согласия гражданина, но если изображение является предметом публичного интереса, такое согласие не требуется. Несомненно, то, как ведется прием граждан в администрации губернатора, имеет общественную значимость и затрагивает права граждан, следовательно, инструкция нарушает право граждан на доступ к информации о деятельности государства», — прокомментировал ситуацию руководитель «Команды 29», адвокат Иван Павлов.