«Людей запутали»: что не так с новым чатом по ЖКХ
В Петербурге, наряду с другими пилотными регионами, запущен сервис «Чат с соседями». «В соседском чате можно решить любые вопросы, касающиеся жизни в доме, — поясняют в Минцифры. — Можно передать показания счетчиков, оплатить квитанцию за жилищно-коммунальные услуги, узнать о сроках проведения капитального ремонта, принять участие в общедомовом собрании онлайн и связаться с управляющей компанией».
Сервис разработан при поддержке Минстроя и Минцифры оператором ГИС ЖКХ и «Госуслуги. Дом» — АО «Оператор информационной системы». Он пока работает в тестовом режиме в приложении «Госуслуги. Дом» на платформе «VK мессенджер». Этим чатом, как и другими сервисами «Госуслуги. Дом», в настоящее время могут пользоваться только собственники квартир, подтвержденные данными Росреестра. Чиновники объясняют это заботой о безопасности собственников МКД. Впрочем, опрошенные РБК Петербург эксперты сомневаются, что новый сервис в принципе будет востребован.
Ненужное дублирование
По общему мнению специалистов, которые по просьбе РБК Петербург оценили инициативу чиновников, все возможности, которые обещает новый чат, и так реализованы в рамках существующих сервисов. «Имеющихся ресурсов для передачи показаний счетчиков, получения информации о капитальном ремонте и т.д. достаточно и сейчас, — считает президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова. — Новый сервис только усложнит управляющим организациям сбор данных».
Возможно, предполагает Андрей Бойцов, активист ассоциации «Коалиция Советов домов Центрального района Санкт-Петербурга», новый сервис задуман как «одно окно» для граждан в сфере ЖКХ. Но такой сервис уже существует на портале ГИС ЖКХ, утверждает он. «В личном кабинете на портале ГИС ЖКХ можно получить любую информацию по ЖКХ и по своему дому, а также ввести показания счетчиков и оплатить услуги ЖКХ, — говорит Андрей Бойцов. — Правда, это не чат, а сервис. Он не предназначен для общения с соседями».
Что касается возможности граждан обсуждать вопросы и проблемы своего дома, то по мнению модератора петербургского сообщества «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослава Кострова, для этого вполне достаточно существующих сервисов. «Жители сейчас легко могут самоорганизоваться в виде чата в Telegram, ВКонтакте, в Whatsapp. Самый лучший способ — это обсуждать вопросы на живых встречах во дворе», — считает он. С последним утверждением согласен Андрей Бойцов. Он считает, что для обсуждения общих вопросов чаты вообще не нужны. «Подавляющее большинство моих коллег по ассоциации не пользуется подобными сервисами», — утверждает эксперт.
Отрицают эксперты и возможность с помощью «Чата с соседями» «решить любые вопросы, касающиеся жизни в доме», как утверждают в Минцифры. «Это неправда. Это еще один канал для «сброса пара» недовольного населения, — считает Гульнара Борисова. — Вместо того, чтобы действительно наладить надлежащую работу организаций, управляющих домами, профильное министерство добавляет к массе имеющихся региональных ресурсов для жалоб дополнительные (федеральные) с сомнительной эффективностью».
Что касается возможности проводить в «Чате с соседями» общие собрания собственников МКД, то по словам Андрея Бойцова, такую форму собраний законодательство не содержит. «Жилищный кодекс РФ не предусматривает голосование через чаты. Проводить общие собрания МКД в режиме онлайн можно только через ГИС ЖКХ», — утверждает эксперт.
Вредная инициатива
Эксперты называют эту инициативу, как, впрочем, и другие подобные инициативы чиновников, не просто не нужной людям, но еще и вредной, лишь усложняющей решение проблем. Вред, как поясняет Гульнара Борисова, связан с тем, что обсуждение проблемы с помощью различных сервисов зачастую подменяет реальные действия, направленные на ее решение.
«Люди в случае аварий начинают писать на портал «Наш Санкт-Петербург» или в соцсетях — вместо того, чтобы просто позвонить в аварийную службу. Конечно, через какое-то время до аварийной службы эта заявка дойдет, но через множество посредников, что крайне опасно в аварийной ситуации, когда каждая минута на счету. Людей запутали плодящимся на глазах количеством ресурсов, никак не приближающих светлое будущее четко работающей системы ЖКХ. Это все равно, как если бы для обращений в случае пожара существовало десять сайтов и 15 пабликов в соцсетях. Хорошо что есть единый телефон 112 и никаких многочисленных «чатов погорельцев», — говорит эксперт.
Жители пользоваться не будут
На вопрос РБК Петербург, будут ли жители пользоваться новым сервисом, эксперты ответили отрицательно, ссылаясь в том числе на сложность доступа в «Чат с соседями», в чем убедилась «Фонтанка». «Чересчур мудреный алгоритм регистрации в этих чатах при наличии более удобных, уже используемых мессенджеров, вряд ли заставит граждан лишить себя привычных способов обсуждения насущных бытовых проблем, — считает Гульнара Борисова. — Думаю, граждане проголосуют ногами». С этим согласен и Ярослав Костров. «Более того, я буду призывать народ не пользоваться этим сервисом», — заявил он РБК Петербург.
Что касается смысла затеи, то все эксперты отвечали однозначно. «Ответ очевиден. Все эти цифровые нововведения стоят немалых бюджетных денег, которые успешно осваиваются, — считает Гульнара Борисова. — Хотелось бы посчитать, сколько реальных (а не виртуальных) новых лифтов, например, можно было бы установить на них».