Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Петербург открывает новые международные морские линии. Карта

Регион пытается вернуть себе часть грузопотоков, потерянных в 2022 году
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

За прошедший год в Большом порту Петербурга появилось пять новых морских линий крупных компаний, подсчитали аналитики для РБК Петербург. Кроме того, свои новые линии пытаются выстроить многие мелкие компании, пока — в пилотном режиме. Так Петербург пытается вернуть себе часть грузопотоков, потерянных в результате радикальной трансформации международной логистики.

В 2022 году регион утратил роль морского «окна в Европу», но у него есть шансы восстановить статус крупного транспортного хаба, развивая грузовые линии на Восток, считают эксперты.

Грузы ушли

В 2022 году отказ крупнейших морских перевозчиков — Maersk, CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE — работать с Россией сильно повлиял на порты Балтийского бассейна, особенно на Большой порт Санкт-Петербург (БПСПб), который специализировался на внешнеторговых операциях со странами Европы. Произошла переориентация грузопотоков на порты Дальнего Востока и Новороссийск. Как уже сообщал РБК Петербург, у БПСПб в 2022 году серьезно сократился физический грузооборот, а еще больше — финансовый, вследствие падения почти в 3 раза объема перевалки контейнеров, дававших наибольшую из всех видов грузов долю добавленной стоимости.

Вслед за уходом западных морских перевозчиков, Петербург стали покидать и автотранспортные компании, работавшие с портовыми грузами. По данным члена правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, около 80% автоперевозчиков переместились в Московский транспортный узел. По словам президента Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимира Матягина, некоторые перевозчики ушли работать с Новороссийским портом, а большинство перепрофилировалось на внутренние маршруты. Об утрате Петербургом своего значения как транспортного центра говорят и некоторые крупные дистрибьюторы. «Санкт-Петербург утратил для экспресс-перевозчиков былую значимость в новой транспортной реальности. В основном сегодня все международные направления проходят через Москву», — сообщил Александр Морозов, руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК. Аналогичную позицию высказали в компании «Марвел-Дистрибуция»: «Петербург сейчас не обслуживает нашу импортную логистику. Все наши грузы идут в Москву, там у нас есть огромные складские комплексы».

По отношению к актуальным «воротам» России во внешний мир — на Дальнем Востоке и Юге страны (см. карту) — Петербург оказался на дальней периферии.

Большой порт закрывает бреши

Однако спрос на доставку грузов в Петербург и из него в разные страны, как показали итоги 2022 года, не исчез. Один из примеров — перевозка фруктов. После того, как в марте 2022 года два крупнейших перевозчика бананов в Россию из Эквадора, Maersk и Hapag-Lloyd, закрыли свои линии, транспортная группа FESCO, одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России, начала прорабатывать сервис для прямой (без промежуточной перевалки) доставки бананов и другой сельхозпродукции из стран Латинской Америки в порты Усть-Луга и Бронка.

Другой пример — уголь, перевалка которого в БПСПб стала увеличиваться в конце 2022 года, а в январе 2023 года рост составил 32,9% к январю прошлого года. Президент Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Александр Ходачек связывает это с перегруженностью Восточного коридора РЖД, который не справляется со своевременной доставкой грузов в порты Дальнего Востока. Неожиданно оказалось, что поставки угля через порты Северо-Запада экономически целесообразны даже в адрес покупателей из стран удаленного от Балтики Азиатско-Тихоокеанского региона. Петербург помогает снять проблемы с перевозкой угля из российских центров добычи потребителям в Марокко, Турции, Израиле, Индии, Китае; и, как сообщал директор по логистике СУЭК Денис Рахимжанов, одновременно частично компенсирует собственные потери. Возможно, что такая ситуация сложится и с другими грузами. Для таких перевозок организуются регулярные морские линии из БПСПб в обход Европы — через Средиземное море в Турцию и Израиль, а также через Суэцкий канал в страны Азии.

Также после отказа Литвы пропускать по железной дороге до половины грузов из России в Калининград стали быстро увеличиваться объемы морских грузоперевозок из БПСПб в сторону Калининграда. На четырех действующих в этом направлении линиях уже работает около 20 судов.

На прошлой неделе транспортный оператор «Рускон» (входит в ГК «Дело») совместно с контейнерной судоходной компанией Mountain Air Shipping (базируется в Дубае) запустил новый линейный сервис между Стамбулом и «Первым контейнерным терминалом» Global Ports (входит в ГК «Дело») в Петербурге. В сообщении Global Ports говорится, что запущенный маршрут позволит перераспределить нагрузку между инфраструктурой Юга и Северо-Запада России. «Турция является одним из основных торговых партнеров России, и новый регулярный маршрут будет способствовать обеспечению эффективной логистики между странами. Сервис также создаст дополнительные возможности для отправки экспортных и импортных грузов в контейнерах через порты Северо-Запада», — сообщил руководитель «Рускона» Сергей Берёзкин.

Юрий Ковалев отмечает, что помимо открытия линий крупными компаниями, в условиях нынешнего снижения мировых ставок фрахта судов, в порту появилось большое количество мелких перевозчиков, осуществляющих небольшие разовые перевозки. Их совокупный вклад в грузооборот порта пока небольшой, но он растет, хотя и медленно, поскольку наладить регулярные перевозки им трудно в силу отсутствия репутации надежных партнеров. «Чтобы заработать репутацию, нужно несколько лет, так что в 2023 году их усилия не приведут к восстановлению грузооборота БПСПб до уровня 2021 года», — уверен Юрий Ковалев. Впрочем, отмечает эксперт, тенденция замены крупных мировых морских линий множеством мелких перевозчиков возвращает петербургский порт к ситуации 40-летней давности, что, конечно, не соответствует недавнему статусу БПСПб как мирового логистического хаба.

Новые морские линии Большого порта Санкт-Петербург:

1. Линия компании СУЭК для перевозки угля в Марокко, Турцию, Израиль, Индию, Китай

2. Линия компаний «Рускон» и Mountain Air Shipping между ПКТ и портом Стамбула.

3. Линия группы FESCO в Латинскую Америку для перевозки бананов из Эквадора и других сельхозпродуктов из стран Карибского бассейна в порты Усть-Луга и Бронка

4. Маршрут (четыре линии) в сторону Калининграда

5. Линия компании «Модуль» между «Петролеспортом» и индийским портом Нава-Шева — для экспорта в Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона российских грузов (бумаги, химической продукции, пиломатериалов и др.) и импорта текстиля, риса, химической продукции, лекарств, оборудование и др. из Индии.

6. Мультимодальный коридор «Север-Юг» между Санкт-Петербургом и индийским портом Нава-Шева: по суше в России — по Каспийскому морю — по суше в Иране — по Индийскому океану до порта Нава-Шева.

Конкуренция с Новороссийском

БПСПб имеет важные преимущества в количестве и качестве инфраструктуры. Это обстоятельство помогает Петербургу выдерживать конкуренцию с портом Новороссийск, куда во многом переориентировались поставки из Китая и других стран Азии. Однако Александр Ходачек говорит, что порт Новороссийска ориентирован на экспорт зерна, а для перевалки других грузов в значительных объемах надо строить там соответствующие терминалы. В Петербурге таких проблем нет.

Петербург оказывается более удобен, чем Новороссийск, в том числе для доставки автомобилей из Китая. По словам российских дистрибуторов, китайские автопроизводители сейчас налаживают прямые морские поставки в БПСПб. До сих пор они доставляли автомобили в Новороссийск, но такой вариант имеет два недостатка. Во-первых, он предполагает промежуточную перегрузку на фидерные суда (в Турции, Греции или на Кипре), а любая перегрузка автомобилей чревата реальными рисками их повреждения. По этой же причине, во-вторых, неудобна последующая перевозка автомобилей на большие расстояния по суше — из Новороссийска в Москву и Петербург. В итоге, хотя плечо доставки из Китая в Новороссийск заметно короче, чем в Петербург, но с учетом указанных обстоятельств прямая морская линия в БПСПб оказывается предпочтительнее — особенно ввиду значительного увеличения поставок в Россию продукции китайского автопрома. К тому же, в Новороссийск, помимо товаров из Китая, удобно доставлять грузы из Турции и других стран Центральной Азии, поэтому в скором времени порт там, скорее всего, будет перегружен.

Новое открытие Индии

Власти активно рекламируют три маршрута коридора «Север — Юг» — между Санкт-Петербургом и индийским портом Нава-Шева. Владимир Матягин в этом году побывал на западном маршруте и утверждает, что там еще «конь не валялся» — нового строительства инфраструктуры на границе с Азербайджаном он не увидел, а нынешние дороги совершенно не готовы для транспортировки грузов в заявленных объемах. «Дороги однополосные и совершенно убитые, не освещены, уважающие себя международные грузоперевозчики по ним не поедут, — утверждает эксперт. — Чтобы коридор «Север-Юг» полноценно заработал, необходимо срочно и в больших объемах создавать транспортную инфраструктуру — модернизировать железную дорогу и портовые терминалы в Иране, порт в Астрахани, пограничные пункты пропуска на границах, дороги в Азербайджане, Дагестане и Калмыкии — для западного маршрута».

По этим причинам эксперты считают более рациональной морскую альтернативу «Север — Югу» — прямого коридора между БПСПб и портом Нава-Шева, в обход Европы через Суэцкий канал. Такие перевозки гораздо легче организовать, поскольку оба порта обладают развитой инфраструктурой. Летом прошлого года транспортно-экспедиторская компания «Модуль» уже организовала экспорт в Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона из расположенного на территории БПСПб многофункционального морского терминала «Петролеспорт» российских грузов, в том числе бумаги, химической продукции, пиломатериалов. В свою очередь из Нава-Шева в «Петролеспорт» пошли суда с индийскими грузами, включая текстиль, рис, химическую продукцию, лекарства, оборудование.

Глава компании TraLoSol Юлия Кубарева связывает надежды для Петербурга именно с открытием прямых морских маршрутов. «Сейчас мы видим некоторое оживление, так как появилось несколько новых сервисов — так называемое «прямое море» — через Санкт-Петербург, — говорит она. — В перспективе это позволит вернуть объёмы через петербургский порт и постепенно уйти от логистики через Дальний Восток, чьи порты фактически парализованы, так как не рассчитаны на такие большие объемы». Эксперт предполагает: «Постепенно порт в Петербурге нарастит объёмы и вернёт себе если и не прежний, но всё же достаточный товаропоток».


Редакция РБК Петербург благодарит петербургское отделение «Деловой России» за помощь в подготовке статьи

Повтор публикации от 28.02.2023

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 10:02
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 10:02
Перфекционизм и страх мешают креативности. Как ее развитьПодписка на РБК, 10:05
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Еще один глобальный кризис: чем пластиковый мусор грозит миру и РоссииПодписка на РБК, 10:00
«Я полгода работала лежа»: как Фиджи Симо стала вторым человеком в OpenAIПодписка на РБК, 09:58
Миллиардер Рыболовлев проиграл в США суд партнеру по инвестициям в биомед Бизнес, 09:47
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Школа, ЛЭП и частные дома пострадали при атаке БПЛА в Воронежской области Политика, 09:32
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Торговать как миллионер: 6 правил состоятельных инвесторов РоссииПодписка на РБК, 09:30
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Писатель Драгунский — РБК: люди устали от инфопотока и выбирают ретро
РАДИО
Общество, 09:18
Глава IRENA предсказал последствия недоинвестирования в «чистую» энергию Бизнес, 09:01
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Слабое начало декабря. Топ-5 криптовалют с ростом за неделю Крипто, 09:00
Глава Института Европы назвал условие удвоения торговли России и ЕС Политика, 09:00