Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Пивная реформа: заплатит ли потребитель и почему рестораны против?

Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

«Отложить, а лучше отказаться совсем» — так петербургские рестораторы из объединения RestoGR отреагировали на решение о запуске обязательной маркировки пива в 2023 году. Ранее против ввода маркировки и системы «Честный знак» выступали пивовары, которые прогнозировали, что это приведет к сокращению производства на треть и росту стоимости пива как минимум на 10%. В конечном итоге расходы переложат на потребителей и стоимость кружки пива в барах и ресторанах вырастет, прогнозируют рестораторы.

Новые пивные правила

О том, что цифровая маркировка пивной продукции в России начнется с 1 апреля 2023 года, было объявлено в июле этого года. Такой договоренности достигли Минпромторг, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ — оператор системы маркировки «Честный знак») и Ассоциация производителей пива (АПП; объединяет компании Heineken, AB InBevEfes и «Балтика»). Планируется, что маркировка будет запущена в несколько этапов: с 1 апреля 2023 года  нужно будет маркировать пиво в кегах, с 1 октября 2023 года — в стеклянной и ПЭТ-таре, с 15 января 2024 года — в алюминиевых банках.

Руководитель товарной группы пива и слабоалкогольных напитков ЦРПТ Яна Низамиди пояснила, что постановление правительства РФ о сроках ввода маркировки пива пока не принято. Срок добровольной маркировки, в формате эксперимента, продлен до 28 февраля 2023 года.

В июле этого года Союз российских пивоваров обратился с открытым письмом к президенту Путину, в котором просили отказаться от введения маркировки. Среди приведенных в письме аргументов — «крайне негативный эффект для отрасли». По прогнозам членов союза, выпуск пива в РФ сократится на 20‒30% с пропорциональным сокращением акцизных отчислений, а себестоимость пивоваренной продукции возрастет более чем на 10%.

Как сообщал РБК, в августе этого года рабочая группа при правительственной комиссии по реализации «регуляторной гильотины» признала избыточным требование по маркировке пивных напитков.

Дополнительные расходы

Претензии к вводу маркировки есть и у общепита. Евгений Фоломеев, руководитель логистического центра сети «Теремок», рассказал, что сеть потратила на закупку и внедрение специального оборудования для маркировки воды в своих ресторанах 4 млн руб. В «Теремке» опасаются, что расходы на маркировку пива могут быть сопоставимыми.

Кирилл Журавлев, руководитель дистрибьюторской компании Beeribo (занимается оптовыми поставками пива, сидра и других напитков) и кафе «Чердак», говорит, что маркировка потребует дополнительного времени персонала. «Потребуется как минимум еще один дополнительный сотрудник на наш склад, который будет заниматься только маркировкой. Сложнее всего придётся производителям, мы работаем с 70 компаниями по всей стране, и все они очень нервничают из-за маркировки. Производители переложат свои затраты на маркировку на нас, но заплатит в конечном итоге потребитель», — говорит он.

Генеральный менеджер и управляющий партнёр MKS Management Company (развивает сети ресторанов «Пхали-Хинкали» и «Хачо и Пури») Максим Кораблев-Дайсон оценивает подорожание пива в барах и ресторанах в 3-5%.

По прогнозам Кирилла Журавлева, удорожание в цене каждой кружки продукции может составить «десятки рублей». «Сокращать свою маржу рестораны и бары не могут. Мы и так ужались во время пандемии», — пояснил он.

«С учетом последних событий (имеется ввиду мобилизация сотрудников — ред.), не то что каждый человек на счету, каждая минута рабочего времени каждого сотрудника на счету. Лишние операционные действия сейчас никому не нужны», — уверен глава объединения RestoGR Александр Ружинский.

«Не представляет ценового риска»

Заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов назвал эти опасения напрасными — по его данным, опыт ввода маркировки в других товарных группах показал, что нигде не было роста выше инфляции. В свою очередь, в пресс-службе ЦРПТ уверяют, что «цифровая маркировка товаров не представляет угрозу ценового риска и не оказывает влияния на рост себестоимости». В ЦРПТ ссылаются на исследование НИУ ВШЭ, по оценкам которого, «при введении обязательной маркировки пива и пивных напитков, расходы организаций розничной торговли на работу с данной продукцией вырастут не более чем на 0,5%». Яна Низамиди отметила, что ЦРПТ готов предоставить бизнесу возможность получить оборудование в рассрочку в течении трех лет.

Глава объединения RestoGR назвал введение маркировки неизбежным. По его словам, задача объединения рестораторов в том, что купировать крайне негативные сценарии для отрасли. RestoGR намерен участвовать в рабочей группе по маркировке пива и пивных напитков при ЦПРТ.

Справка

Маркировка товаров в России стартовала в 2019 году, заявленная цель реформы — борьба с распространением контрафакта. Первыми начали маркировать табачную продукцию, сигареты, и шубы. В 2020 году в список товаров, подлежащих обязательной маркировке добавили обувь, лекарства, фотокамеры, шины и духи. На следующий год — текстиль, молочную продукцию и упакованную воду. Сейчас маркировка распространяется на 14 категорий товаров, еще по пяти группам (среди них пиво и пивные напитки, БАДы, антисептики) проводятся эксперименты.

Маркировка производится с помощью национальной системы «Честный знак». Ее оператор — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), совместный проект USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого. ЦРПТ генерирует коды Data Matrix (его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар), обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота.

Повтор публикации от 29.09.2022 

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 октября
EUR ЦБ: 105,11 (-1,4)
Инвестиции, 11 окт, 17:26
Курс доллара на 12 октября
USD ЦБ: 96,07 (-1,17)
Инвестиции, 11 окт, 17:26
Yonhap узнало о наличии устройств GPS в воздушных шарах КНДРПолитика, 19:53
Команда Бивола подаст протест на судейство боя с БетербиевымСпорт, 19:48
В Москве 2 человека пострадали при наезде автобуса на решетку канализацииОбщество, 19:42
США решили разместить в Израиле противоракетный комплекс THAADПолитика, 19:38
Власти Ленобласти сообщили о 23 пострадавших на съемках «Василия Теркина»Общество, 19:33
Глушенков фразой «кто на что учился» объяснил высокие зарплаты в футболеСпорт, 19:17
В Харькове сотрудники ТЦК пытались задержать 16-летнего подросткаПолитика, 19:12
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Вице-премьер Сербии назвал БРИКС «реальной альтернативой ЕС»Политика, 19:05
Над Курской областью сбили украинскую ракетуПолитика, 18:37
Генконструктор назвал число запусков для создания орбитальной станцииТехнологии и медиа, 18:32
Столтенберг посчитал возможным участие «врагов» в Мюнхенской конференцииПолитика, 18:26
Сестра Ким Чен Ына предупредила Южную Корею об «ужасной катастрофе»Политика, 18:00
Черчесов проиграл третий матч подряд во главе сборной КазахстанаСпорт, 17:59
Пушилин заявил, что часть инфраструктуры Торецка утрачена безвозвратноПолитика, 17:56