Гипермаркеты в Петербурге нашли новый способ заработка
Компания X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») запускает совместный проект с продавцом мебели и товаров для дома Hoff. Магазины Hoff будут открываться внутри гипермаркетов «Карусель». Переговоры о работе с Hoff ведет и ГК «О'КЕЙ». Подобные проекты ретейлеры запускают на фоне кризиса, который в последние годы испытывает формат гипермаркета.
Общие планы
Как сообщает пресс-служба Hoff, магазины компании будут открываться на площадях гипермаркетов «Карусель» в формате shop-in-shop (магазин в магазине) на условиях субаренды. Тестовые зоны начнут работать до конца лета в четырех гипермаркетах «Карусель», в том числе в Петербурге.
Как уточнили в Hoff, в Петербурге два из трех запланированных к открытию магазинов Hoff Home, будут располагаться внутри «Каруселей». Пока в городе работают два гипермаркета Hoff. Сеть «Карусель» в Петербурге насчитывает 13 гипермаркетов, один магазин работает в Гатчине.
Зоны Hoff в пилотных гипермаркетах займут от 475 до 1 тыс. кв. м — в среднем это 15% торговой площади «Карусели». Ассортимент shop-in-shop будет превышать 3,5 тыс. наименований товаров для дома: посуда, текстиль, товары домашнего обихода, предметы интерьера и декора, ковры. Как ожидают в X5, синергия двух игроков не только повысит операционную эффективность гипермаркетов, но и позволит обеим сторонам нарастить трафик и повысить лояльность клиентов.
Полезное совмещение
Формат shop-in-shop развивают и другие розничные сети. Переговоры с Hoff о сотрудничестве ведет ГК «О'КЕЙ», сообщил РБК Петербург директор по корпоративному развитию компании Антон Фарленков. В числе преимуществ подобных проектов он назвал дополнительный трафик, доход от сдачи площадей в аренду, а также возможность использовать компетенции игрока, который специализируется на непродовольственных товарах. «Основной минус подобного сотрудничества — в том, что сложно контролировать качество управления», — говорит Антон Фарленков.
У «О'КЕЙ» уже есть опыт партнерства с непродовольственными игроками — с 2017 года ретейлер сотрудничает с сетью Familia. Помимо этого, в списке партнеров сети — «Спортмастер», «Детский Мир», «Обойкин», «Эльдорадо», Ostin, Gloria Jeans и др.
В Metro C&C, в магазинах которой раньше располагались торговые точки сети MediaMarkt (до лета 2017 года оба ретейлера входили в группу Metro AG), соглашаются, что совместные проекты позволяют успешно работать в непрофильных категориях. «В нашей ситуации формат shop-in-shop был эффективен — мы освободили себя от непрофильной категории, но при этом оставили на полках важные для наших клиентов товары», — пояснили в пресс-службе Metro C&C. Свернуть проект ретейлеру пришлось из-за ухода MediaMarkt из России.
Кризис жанра
Совместные проекты с продавцами непродовольственных товаров начали развиваться на фоне кризиса, в котором оказался формат гипермаркета. Как ранее говорил гендиректор INFOLine Иван Федяков, гипермаркеты оказались в условиях жесткой ценовой конкуренции с магазинами шаговой доступности. Еще одна проблема крупных форматов — высокие издержки из-за большой торговой площади.
В некоторых случаях сложная рыночная конъюнктура стала причиной оптимизации бизнеса ретейлеров. Так, в июле текущего года компания «Ашан Ритейл Россия» объявила о закрытии гипермаркета «Ашан Сити Удельный», расположенный в петербургском ТК «Капитолий». В пресс-службе компании пояснили, что отказались от магазина по результатам мониторинга его деятельности.
В непростой ситуации оказалась и «Карусель», которая по финансовым показателям проигрывает другим проектам X5. Так, по данным финансовой отчетности ретейлера, чистая розничная выручка «Пятерочки» и «Перекрестка» выросла в 2018 году на 19,7% и 23,5% соответственно, тогда как у «Карусели» этот показатель вырос только на 1,7%.
Ранее о необходимости реформирования «Каруселей» в интервью «Ведомостям» говорил Игорь Шехтерман, руководитель X5 Retail Group. Он указал, что, хотя половина из 94 «Каруселей» работают хорошо и эффективно, в целом формат гипермаркетов чувствует себя плохо во всем мире.