Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Сенате США заявили о возможности задержать «Северный поток-2» санкциями Политика, 03:36 Президент Эстонии назвала Россию «самым трудным партнером» Политика, 03:31 Баскетболисты ЦСКА проиграли «Басконии» в матче Евролиги Спорт, 02:46 Путин счел варварскими современные технологии добычи сланцевой нефти Экономика, 02:44 Зеленский отказался от помощи Белоруссии по охране границы в Донбассе Политика, 02:24 СМИ показали кадры попытки историка Соколова схватить кортик Общество, 02:17 Адвокат сообщил о признании законным гражданства отца Багдасарян Общество, 01:52 Опрос показал желание семей в России тратить материнский капитал на жилье Общество, 01:51 СК завел второе дело на пустившую за руль шестилетнего сына женщину Общество, 01:20 Зеленский пообещал вернуть оборудование на прибывшие из России корабли Политика, 01:15 Путин откроет движение по первым Московским центральным диаметрам Общество, 00:58 Зеленский прибыл в Очаков с опозданием после отказа у самолета двигателя Общество, 00:58 Оксфордский словарь выбрал связанное с климатом слово года Общество, 00:53 США анонсировали начало поставок СПГ на Украину Общество, 00:40
С.-Петербург ,  
0 
Х5 Retail Group внедряет новый формат магазинов в Петербурге
Фото: Геннадий Сафонов/Интерпресс

Лидер российского ретейла по выручке X5 Retail Group экспериментирует со своим самым слабым активом. На месте гипермаркета «Карусель» на пр. Большевиков в Петербурге открылся расширенный «Перекресток». Если эксперимент окажется удачным, компания готова изменить формат и других «Каруселей».

Розничный эксперимент

Федеральный ретейлер X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») объявил об открытии экспериментального супермаркета на пр. Большевиков. До 10 января это помещение занимала «Карусель». С запуском нового «Перекрестка» в Петербурге осталось 13 «Каруселей».

Отличие нового формата от привычных супермаркетов — в его масштабе: торговая площадь магазина составляет 3 тыс. кв. м, тогда как средняя торговая площадь привычного «Перекрестка» — 1 тыс. кв. м. Ассортимент насчитывает 21 тыс. наименований, в обычном «Перекрестке» — 10 тыс. наименований. В новом формате расширен ассортимент продукции колбасного цеха, есть собственная коптильня и отдел крафтового пива. Увеличена доля товаров для здорового питания и экопродуктов. Подавляющая часть продуктов произведена в России, доля региональных поставщиков в обороте магазина превышает 30%.

В компании также сообщили, что в новом «Перекрестке» установлена система видеоконтроля очередей, используются электронные ценники, а также есть возможность предварительного заказа в интернет-магазине с последующим самовывозом купленного товара из супермаркета.

Одновременно с открытием в Петербурге еще один экспериментальный «Перекресток» открылся в Старом Осколе Белгородской области.

Под внешним давлением

Гипермаркеты «Карусель» — самый слабый актив в портфеле X5. Так, по данным финансовой отчетности ретейлера, чистая розничная выручка «Пятерочки» и «Перекрестка» выросла в 2018 году на 19,7% и 23,5% соответственно, тогда как у «Карусели» этот показатель вырос только на 1,7%.

О необходимости реформирования «Каруселей» в интервью «Ведомостям» месяц назад говорил Игорь Шехтерман, руководитель X5 Retail Group. Он указал, что хотя половина из 94 «Каруселей» работают хорошо и эффективно, в целом формат гипермаркетов чувствует себя плохо во всем мире. Топ-менеджер назвал три основные проблемы гипермаркетов: растет число магазинов у дома, для покупателей все важнее становится категория свежих продуктов, овощей и фруктов и, наконец, непродовольственные товары, которые занимают большую часть ассортимента гипермаркетов, уходят в интернет.

Как указал Игорь Шехтерман, реформатирование «Каруселей» — один из вариантов повышения эффективности бизнеса Х5. Другое возможное решение — привлечение стороннего ретейлера для продажи непродовольственного ассортимента в «Карусели» в формате «магазин в магазине». Потенциального партнера он не назвал.

«На первый взгляд, подобный подход выглядит нерационально, в частности, потому, что бизнес-процессы «Перекрестка» могут быть не адаптированы к столь крупной площадке, могут возникнуть проблемы с ассортиментом, т.к. у супермаркетов он обычно меньше примерно в 2 раза по сравнению с гипермаркетами», — оценивает перспективу переформатирования «Каруселей» аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Вместе с тем, по его словам, начиная с 2016 года сопоставимые продажи в «Перекрестке» растут с опережением к показателям «Карусели». «Перекресток» гораздо более технологичен, у него хорошо развита программа лояльности, бренд и дополнительные сервисы (доставка), комментирует эксперт.

Между тем, как считает Нигматуллин, стремление Х5 снизить долю гипермаркетов в бизнесе компании вполне оправдано. «Формат гипермаркета особенно зависим от экономических циклов, нынешний спад потребления — самый продолжительный в современной истории РФ. Реальные доходы населения упали на 12% с начала 2014 года, — говорит Нигматуллин. При этом на Северо-Западе ситуация для «Карусели» усложняется конкуренцией с «Лентой». Попытка более точного сегментирования позиции на рынке вполне объяснима. И у Х5, и у «Магнита» в последнее время заметен тренд на сокращение крупных форматов за счет их преобразования в более мелкие», — говорит Нигматулин.

Справка

По данным отчетности Х5, чистая розничная выручка компании в 2018 году выросла на 18,5%, до 1,525 трлн руб. Акционеры компании, по данным на 31 декабря 2018 года: CTF Holdings S.A. (входит в «Альфа-групп») — 47,86%, Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust) — 11,43%, в свободном обращении — 40,63%.

Задайте вопрос Владимиру Мединскому
Министр ответит в прямом эфире 22 ноября на самые популярные вопросы читателей РБК