Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Bloomberg узнал о плане UniCredit уйти из России с возможностью вернуться Финансы, 16:08
Как стать привлекательным для любого банка: четыре работающих метода РБК и ВТБ, 16:02
Думе предложили обязать хозяев проводить идентификацию и учет животных Общество, 15:54
Sitronics Group показала технологию а-Навигации в рамках Иннопром-2022 Пресс-релиз, 15:53
Короткая тренировка для офиса. Расслабляем шею и грудной отдел Pro, 15:52 
Российских лыжников отстранили от соревнований летнего сезона Спорт, 15:48
Военная операция на Украине. Главное Политика, 15:41
«Дом культуры» поколения «альфа»: настоящая жизнь в ненастоящем мире Совместный проект, 15:39
Борисов исключил перевод всей экономики на нужды армии Политика, 15:34
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 15:34
Футболист сборной России ответил на сообщения о переходе в ЦСКА Спорт, 15:31
Теннисист Кирьос предстанет перед судом за нападение на бывшую девушку Спорт, 15:31
Пять причин эмоционального выгорания и как потушить этот пожар Pro, 15:25
ПСЖ объявил о назначении нового главного тренера Спорт, 15:22
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Х5 Retail Group внедряет новый формат магазинов в Петербурге

Фото: Геннадий Сафонов/Интерпресс
Фото: Геннадий Сафонов/Интерпресс

Лидер российского ретейла по выручке X5 Retail Group экспериментирует со своим самым слабым активом. На месте гипермаркета «Карусель» на пр. Большевиков в Петербурге открылся расширенный «Перекресток». Если эксперимент окажется удачным, компания готова изменить формат и других «Каруселей».

Розничный эксперимент

Федеральный ретейлер X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») объявил об открытии экспериментального супермаркета на пр. Большевиков. До 10 января это помещение занимала «Карусель». С запуском нового «Перекрестка» в Петербурге осталось 13 «Каруселей».

Отличие нового формата от привычных супермаркетов — в его масштабе: торговая площадь магазина составляет 3 тыс. кв. м, тогда как средняя торговая площадь привычного «Перекрестка» — 1 тыс. кв. м. Ассортимент насчитывает 21 тыс. наименований, в обычном «Перекрестке» — 10 тыс. наименований. В новом формате расширен ассортимент продукции колбасного цеха, есть собственная коптильня и отдел крафтового пива. Увеличена доля товаров для здорового питания и экопродуктов. Подавляющая часть продуктов произведена в России, доля региональных поставщиков в обороте магазина превышает 30%.

В компании также сообщили, что в новом «Перекрестке» установлена система видеоконтроля очередей, используются электронные ценники, а также есть возможность предварительного заказа в интернет-магазине с последующим самовывозом купленного товара из супермаркета.

Одновременно с открытием в Петербурге еще один экспериментальный «Перекресток» открылся в Старом Осколе Белгородской области.

Под внешним давлением

Гипермаркеты «Карусель» — самый слабый актив в портфеле X5. Так, по данным финансовой отчетности ретейлера, чистая розничная выручка «Пятерочки» и «Перекрестка» выросла в 2018 году на 19,7% и 23,5% соответственно, тогда как у «Карусели» этот показатель вырос только на 1,7%.

О необходимости реформирования «Каруселей» в интервью «Ведомостям» месяц назад говорил Игорь Шехтерман, руководитель X5 Retail Group. Он указал, что хотя половина из 94 «Каруселей» работают хорошо и эффективно, в целом формат гипермаркетов чувствует себя плохо во всем мире. Топ-менеджер назвал три основные проблемы гипермаркетов: растет число магазинов у дома, для покупателей все важнее становится категория свежих продуктов, овощей и фруктов и, наконец, непродовольственные товары, которые занимают большую часть ассортимента гипермаркетов, уходят в интернет.

Pro
Фото: Scott Barbour / Getty Images Никаких ультиматумов: как попросить прибавку к зарплате
Pro
Пять причин эмоционального выгорания и как потушить этот пожар
Pro
Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn «Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации
Pro
Как будут меняться цены и маршруты в логистике в ближайшие полгода
Pro
Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное мне
Pro
Фото: Unsplash Китайские электрокары вытесняют лидеров автопрома. Как на этом заработать
Pro
Движение назад: почему Netflix переходит к бизнес-модели кабельного ТВ
Pro
Фото: Dima Korotayev / Getty Images Успейте до августа оформить отсрочку от армии сотруднику ИT-компании

Как указал Игорь Шехтерман, реформатирование «Каруселей» — один из вариантов повышения эффективности бизнеса Х5. Другое возможное решение — привлечение стороннего ретейлера для продажи непродовольственного ассортимента в «Карусели» в формате «магазин в магазине». Потенциального партнера он не назвал.

«На первый взгляд, подобный подход выглядит нерационально, в частности, потому, что бизнес-процессы «Перекрестка» могут быть не адаптированы к столь крупной площадке, могут возникнуть проблемы с ассортиментом, т.к. у супермаркетов он обычно меньше примерно в 2 раза по сравнению с гипермаркетами», — оценивает перспективу переформатирования «Каруселей» аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Вместе с тем, по его словам, начиная с 2016 года сопоставимые продажи в «Перекрестке» растут с опережением к показателям «Карусели». «Перекресток» гораздо более технологичен, у него хорошо развита программа лояльности, бренд и дополнительные сервисы (доставка), комментирует эксперт.

Между тем, как считает Нигматуллин, стремление Х5 снизить долю гипермаркетов в бизнесе компании вполне оправдано. «Формат гипермаркета особенно зависим от экономических циклов, нынешний спад потребления — самый продолжительный в современной истории РФ. Реальные доходы населения упали на 12% с начала 2014 года, — говорит Нигматуллин. При этом на Северо-Западе ситуация для «Карусели» усложняется конкуренцией с «Лентой». Попытка более точного сегментирования позиции на рынке вполне объяснима. И у Х5, и у «Магнита» в последнее время заметен тренд на сокращение крупных форматов за счет их преобразования в более мелкие», — говорит Нигматулин.

Справка

По данным отчетности Х5, чистая розничная выручка компании в 2018 году выросла на 18,5%, до 1,525 трлн руб. Акционеры компании, по данным на 31 декабря 2018 года: CTF Holdings S.A. (входит в «Альфа-групп») — 47,86%, Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust) — 11,43%, в свободном обращении — 40,63%.

Авторы