Эксперты: Проблемы алкогольного рынка продолжатся и в 2007г.
Напомним, что в течение последних 7 месяцев на алкогольном рынке сложилась крайне неблагоприятная обстановка, следствием которой и стал фактический паралич производства и товародвижения легальной отечественной и импортной алкогольной продукции. За этот период возникли три проблемы. Первая связана с необходимостью получения спецмарок производителями для оклейки продукции, после вступления в силу новой редакции закона "О государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" в январе 2006г. Затем запоздал выход необходимых инструкций и распоряжений о процедуре перемаркировки непроданных до 1 июля 2006г. объемов, и на этом этапе стало понятно, что система глобального контроля и учета товародвижения на алкогольном рынке России в варианте ЕГАИС не способна выполнить возложенные на нее задачи.
Как полагают участники рынка, даже приняв кардиальные решения по исправлению ситуацию, полностью восстановить алкогольный рынок в текущем году уже не удастся. Вместе с тем исполнительная власть придерживается другой позиции. Так, 25 июля с.г. представители Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы (ФНС) заявили журналистам, что через 10-15 дней ожидают восстановления ассортимента отечественной алкогольной продукции в российских магазинах. Эти прогнозы ведомства базируют на тех фактах, что продукция, которая скопилась на складах в связи со сбоями работы ЕГАИС, постепенно начинает отгружаться.
Из 645 отечественных производителей алкогольной продукции на 24 июля подтвердили свои лицензии 344 производителя, остальные находятся в стадии оформления лицензий. Около 500 производителей заключили договоры с ФГУП "МТЦ "Атлас", которое занимается установлением ЕГАИС. Из 2,9 тыс. оптовиков алкогольной продукции в России новые лицензии в ФНС получили 1,65 тыс., около 2,5 тыс. заключили договоры с "Атласом". Остаток алкогольной продукции со старыми акцизными марками составил на 1 июля 2006г. примерно десятидневный объем ее потребления в стране. Весь остаток проходит в настоящее время перемаркировку по упрощенной схеме. Доля отечественной продукции составляла 80% алкогольного рынка России, и в ближайшее время она будет восстановлена. В отношении же импортной продукции министр финансов Алексей Кудрин пообещал провести в ближайшее время совещание с руководством Федеральной таможенной службы (ФТС) России для восстановления рынка импортного алкоголя. Кроме того, министр намерен в ближайшее время встретиться с представителями ФГУП "Атлас" для решения проблем, связанных с внедрением ЕГАИС.
Между тем эксперты гораздо менее оптимистичны и указывают на те процессы, которые не учитывает ведомственная статистика. В частности, как сообщила М.Петрухина, сейчас некоторые розничные операторы не могут вернуть для перемаркировки свою продукцию в случае, если возврат должен быть осуществлен оптовому продавцу, а производитель не имеет торговой лицензии. Проблема в том, что примерно 25% оптовых организаций, прежде игравших на этом рынке, свернули деятельность в области реализации алкогольной продукции в результате проблем на рынке.
"Можно говорить об обратном и неожиданном эффекте от административного хаоса – с рынка ушли прежде всего сомнительные организации, конечно, не теневые, но те, которые работали на этом рынке не так давно и оперировали малыми объемами, зачастую включая в поставки рознице и нелегальную продукцию", - считает М.Петрухина.
Однако весь груз издержек вследствие таких проблем ложится на плечи ритейла. Наблюдаемый дефицит продукции также вызван и тем, что на перемаркировку пошли далеко не все производители и оптовики. Многим было гораздо выгоднее списать маркированный "по-старому" объем продукции, кто-то прибег к практике переработки сырья и розлива в новую тару. Еще пессимистичнее картина в отношении импортного алкоголя. По прогнозу компании International Logistics Systems (ILS), рынок импортного алкоголя в России в этом году сократится наполовину, а сама продукция подорожает вдвое.
При этом эксперты не теряют надежды, что ЕГАИС позволит ужесточить контроль на рынке, снизив присутствие нелегальной продукции. Другое дело, что не стоит "тыкать пальцем" и искать конкретных виноватых, говорит эксперт Госдумы М.Петрухина. Специалисты признают, что обнажившаяся проблема алкогольного рынка – это проблема нескоординированности действий как межведомственной, так и общерыночной – между властью и игроками рынка.
"Наблюдаемая годами неконсолидированность рынка привела к тому, что компромисс с властью достигнуть не удалось даже в ходе трехлетней работы экспертного совета по алкогольной политике при комитете по экономической политики Госдумы РФ. Производители впоследствии жаловались на то, что их мнение не было учтено, однако никто не предположил, что для иного результата свои предложения нужно было формулировать так, чтобы они были восприняты и выражали мнение большинства участников рынка", - прокомментировала ситуацию М.Петрухина.
Между тем власти и участники рынка сейчас заняты именно выявлением "крайних". Так, правительство обвиняет в подрыве рынка Минфин и ФСБ, подведомственная структура которой - ФГУП "НТЦ «Атлас» - как раз и является разработчиком системы ЕГАИС. Минфин со своей стороны четырежды пропускал сроки, в течение которых должны были быть выпущены акты, определяющие порядок функционирования ЕГАИС. В итоге два документа вступили в силу задним числом. В некорректной реализации закона исполнительную власть обвиняют и участники рынка как в лице представителей отдельных компаний, так и в лице различных отраслевых организаций. К их обвинительным позициям присоединяются и различные общественно-полит-экономические организации, например, РСПП. Даже поручение премьер-министра России Михаила Фрадкова профильным ведомствам (опубликовано 21 июля 2006г.) прозвучало односложно и без указания конкретных подходов к решению ситуации. В документе указывалось только "незамедлительно принять меры по исправлению сложившейся ситуации на алкогольном рынке страны". Впоследствии, правда, ответственным за "разбор полетов" был назначен вице-премьер Александр Жуков. М.Фрадков обязал его лично проконтролировать реализацию данного поручения.
И все же, несмотря на отсутствие указаний на конкретные меры, как считает эксперт Госдумы М.Петрухина, этим постановлением правительство демонстрирует свою последовательность – то, что прежде принятые законы и положения отменяться не будут. "Сейчас это очень важно для рынка – последовательная реализация принятых правил игры, иначе стоит ожидать еще большего хаоса на рынке", - говорит М.Петрухина.
Ряд производителей, понимая возможность такого хода событий, готовы при сохранении принятых законодательных условий идти на компромисс с властями. Так, генеральный директор группы "ОСТ" Елена Сорокина считает, что участники рынка могут внеси посильную лепту в разрешение проблем работы ЕГАИС и в разработку инструкций по реализации законов. При этом она предложила создать общество защиты легальных производителей, подчеркнув, что в нынешней ситуации страдают именно добросовестные игроки рынка. Ну а сейчас производители готовятся к новому этапу проблем, которые, как полагает гендиректор группы компаний "Русский алкоголь" Сергей Сорокин, возникнут 1 февраля 2007г., когда ЕГАИС должна будет заработать в автоматическом режиме. Единственный способ их избежать - отложить полномасштабное внедрение ЕГАИС на один год и перевести ее в тестовый режим, говорят участники рынка.
Однако правительство, судя по всему, на это пойти не готово. Пока оно ограничилось тем, что возложило с конца июля 2006г. на Федеральную налоговую службу (ФНС) РФ обязанности по ведению и обеспечению работоспособности ЕГАИС. Как считает эксперт РБК Надежда Геращенко, этот шаг можно характеризовать как частичную попытку изменить ситуацию, когда "у семи ведомств дитя без глазу". На сегодня алкогольную индустрию контролирует почти 7 ведомств: Минфин, МЭРТ, ФНС, ФСБ (в лице разработчиков ЕГАИС – ФГУП «НТЦ «Атлас»), МВД, Минсельхоз, Ростехрегулирование. При этом Н.Геращенко полагает, что в ситуации неэффективности всех прежних попыток ужесточения контроля на алкогольном рынке России и удара каждым законодательным изменением именно по легальным производителям и продавцам, следовало бы в корне пересмотреть модель регулирования этого сегмента экономики, возможно даже применив элементы скандинавской системы, что предполагает розничную продажу алкоголя только в строго определенных торговых зонах, как правило, за чертой города.