Основной недостаток прогностической модели Goldman Sachs, как и всех подобных, заключается в том, что они никак не учитывают качественные характеристики команд и отдельных игроков. "Например, если ключевой игрок, который обеспечивал недавние успехи команды, получит травму, это никак не отразится на наших предсказаниях", - признают в Goldman Sachs.
В модели нет места человеческому суждению, она основана исключительно на статистической информации. Предсказания результатов вытекают из "регрессионного анализа с использованием всей истории официальных матчей сборных с 1960г.". Но в реальном мире - и это хорошо известно ученым, азартным игрокам и биржевым трейдерам - прошлые результаты не предопределяют будущие, а любая серия одинаковых событий когда-нибудь прерывается.
Дополнительными переменными в анализе Goldman Sachs являются факторы игры в родной стране или на родном континенте. В истории чемпионатов мира европейская команда еще ни разу не побеждала в турнире, проходившем в Южной/Северной Америке.
Goldman Sachs уже в пятый раз (с 1998г.) пытается предсказать чемпиона мира по футболу, основоположником этих исследований был экс-глава Goldman Sachs Asset Management Джим О'Нил. Широко известно, что именно он является автором термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай как группа наиболее важных развивающихся экономик), но не все знают про его страсть к футболу.
В 2010г., перед чемпионатом мира в ЮАР, Goldman Sachs также прогнозировал, что победителем окажется Бразилия, а вторым наиболее вероятным претендентом на победу банк называл Испанию. В итоге золото взяли как раз испанцы, а бразильская сборная не добралась даже до полуфинала.
Футбол сквозь призму макроэкономики
Помимо ответа на главный вопрос "Кто станет чемпионом мира?", доклад Goldman Sachs предлагает несколько аналитических наработок, которые заинтересуют скорее экономистов и инвесторов, нежели простых болельщиков. Эксперты Goldman Sachs по портфельным стратегиям во главе с Питером Оппенхаймером, к примеру, изучили связь между победой на чемпионате мира и движением фондового рынка в стране победителей.
В краткосрочной перспективе после чемпионата мира акции компаний в стране, чья сборная выиграла турнир, существенно опережают глобальный рынок - в среднем на 3,5% за первый месяц. Однако эйфория от победы проходит довольно быстро: через год после финальной игры рынок акций в стране-победительнице уже отстает от мирового рынка на 4%.
Интересно, что поражение в финале мирового первенства в большинстве случаев обрекает фондовый рынок проигравшей нации на резкое снижение доходности относительно мирового рынка - столь сильно, по-видимому, сказывается горечь поражения в главном матче турнира. В 2010г. рынок акций Нидерландов в первый месяц после финала, в котором голландская сборная уступила испанской, просел на 0,5% относительно мирового рынка, хотя до финала месячное опережение составило 3,4%. Аналогично плюсовая относительная динамика сменялась на отрицательную для рынков акций Франции, Германии и Бразилии, чьи команды не дотянули до золота на чемпионатах мира в 2006, 2002 и 1998 годах.
Goldman Sachs в качестве информации к размышлению также подмечает некоторые занимательные "футбольно-экономические" корреляции, оставляя их без объяснения. Например, данные свидетельствуют, что чем больше у страны земель, пригодных для возделывания, тем больше шансов у сборной этой страны на выход в финал чемпионата мира. Это верно для Бразилии, Аргентины, Франции, Испании, но Германия является исключением, что доказывает: жителям страны необязательно располагать большими свободными пространствами, чтобы научиться хорошо играть в футбол.
Другое статистическое наблюдение лишний раз показывает, что успехи нации в том или ином виде спорта необязательно зависят от ее экономического развития. За все время проведения футбольных чемпионатов мира средний ВВП на душу населения в Европе вырос в 5,6 раза, а в Латинской Америке - лишь в 3,6. Но в футболе баланс сил между двумя этими регионами практически не изменился: лучшие южноамериканские сборные по-прежнему претендуют на победу в чемпионате мира наравне с лучшими европейскими.
Иван Ткачев