Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Производственный "Болт" Шостаковича стал в Большом балетом абсурда

На новой сцене Большого театра 25 февраля состоялась премьера балета “Болт” на музыку Дмитрия Шостаковича. Спектакль поставил художественный руководитель балетной труппы Большого Алексей Ратманский.
Производственный "Болт" Шостаковича стал в Большом балетом абсурда

Художник-постановщик спектакля - Семен Пастух, дирижер - Павел Сорокин. Фактически это была мировая премьера: Федор Лопухов и Дмитрий Шостакович поставили балет в 1931 году, однако он был запрещен сразу после генеральной репетиции. И хотя в прессе впоследствии появились сообщения, что авторы переработают балет, публика так его и не увидела.

Шостакович и Лопухов пытались создать реалистический балет на производственную тему, стараясь не прибегать, судя по их высказываниям, даже к гротескности, что не всегда получалось - в музыке, безусловно, есть усмешка. И уж конечно, постановщики не планировали в открытую насмехаться над советской действительностью, хотя, например, Шостакович в письмах писал о сюжете “Болта” с иронией. И тем не менее, именно в идеологическом пасквиле худсовет обвинил создателей балета. Сейчас же кажется совершенно невероятным, что можно было ставить балет на подобную тему. Рабочего выгоняют с завода за нарушение трудовой дисциплины, и он подговаривает беспризорника подложить в станок болт - “тогда работа ненавистного цеха остановится”. Станок ломается, а подозрение падает на ударника. Однако беспризорник сознается в содеянном, и в результате арестовывают истинного виновника. Сегодня сюжет “Болта” может восприниматься только как абсурдный, и именно “сюрный ключ” (с элементами пародии, где это продиктовано музыкой Шостаковича) избран постановщиками при интерпретации балета. По признанию Ратманского, реализовать в спектакле идею абсурда предложил художник-постановщик Семен Пастух. “Тогда я решил, что если какие-то нити и не свяжутся вовсе, то так и надо: как у Шостаковича - так и у нас должно быть”, - рассказывает хореограф.

Абсурдистский тон задан с самого начала. Монструозные, движущиеся роботы со светящимися глазами открывают балет и остаются на сцене на протяжении всего действия, и это создает “музыку работающих механизмов”. Усиливают ощущение нереальности “антибалетные”, по выражению Пастуха, декорации - огромные движущиеся механизмы. По ходу спектакля персонажи делают зарядку, демонстрируя элементы “физкультурного танца”, проводят митинг, во время которого на переднем плане танцуют уборщицы с вениками, устанавливают новую машину. То на сцену выходит водолаз в ластах, то осоавиахимовцы в противогазах, то люди-пароходы. Действо перемежается танцевальными портретами чертежника, техника-наладчика, машинисток, представляющими собой “оттанцовывание трудовых процессов”.

Апофеозом абсурда становится финальная часть балета - танцы самокатчиков на маленьких самокатиках, красноармейцев и краснофлотцев, авиаторов, конницы Буденного. И если в первоначальном варианте танцы Красной армии оформлены в виде вполне реальной встречи рабочих и красноармейцев в Доме культуры, то в редакции Ратманского действие последней картины уже не может происходить в действительности. Вся четвертая картина - это сон беспризорника, который видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной армии и т.д.

В нынешней постановке партитура Шостаковича претерпела значительные изменения, например отсутствует “поповская тема” и тема богомольцев. В результате балет из трехактного стал двухактным. Кроме того, Ратманский, подвергший обработке либретто Виктора Смирнова, активизировал в спектакле лирическую тему - сложные взаимоотношения Насти и Дениса переложены на “язык тела” и воплощены в изощренных танцевальных дуэтах, и поставленных, и исполненных мастерски. Как и в первоначальном варианте главные герои названы по именам первых исполнителей - Анастасии Яценко и Дениса Савина. Ударник, которого станцевал Ян Годовский, соответственно назван Яном. При этом Ратманский говорил, что заняты в спектакле только те танцоры, которые “контролируют свои движения”: “Это особенно важно, когда много движений, поворотов, трудный ритм, постоянно нужно считать. Многие не хотят считать, полагая, что это ниже их достоинства”. Яркой была работа характерного танцовщика Александра Петухова в роли делопроизводителя Козелькова.

“Красной” линии (“на заводе”), которая, к слову, действительно соответственно окрашена (все красноармейцы танцуют в красных костюмах), в спектакле противопоставляется тема “в пивной”. Ратманский интересно поставил танцы завсегдатаев пивной. В этой картине было много по-настоящему смешных моментов, и это безусловная удача хореографа. В целом постановка получилась эффектная, динамичная и вместе с тем с запоминающимися характерными танцами и тонкими психологическими зарисовками. Ближайшие показы спектакля пройдут 7 и 8 марта.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Кучерова признали первой звездой дня в НХЛСпорт, 11:12
Минобороны назвало нового командующего группировкой войск «Восток»Политика, 11:06
Что происходит с рынком алкоголя и как меняются предпочтения потребителейОтрасли, 11:05
Безопасный, современный, мощный: все – о новой Lada Aura для чиновниковРБК и Автоваз, 11:05
Amazon запланировала пожертвовать $1 млн на инаугурацию ТрампаПолитика, 11:01
Экс-наставник ХК ЦСКА Федоров заявил о нежелании вновь быть тренеромСпорт, 11:01
Белоусов проинспектировал группировку «Восток» и наградил военныхПолитика, 10:53
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырьяPro, 10:51
Глава Владимирской области сообщил о возгораниях при падении БПЛАПолитика, 10:48
Глава Минэнерго Украины заявил о массированных ударах по энергообъектамПолитика, 10:48
Пашинян вылетел в МосквуПолитика, 10:46
Польша подняла истребители на фоне воздушной тревоги и взрывов на УкраинеПолитика, 10:43
Fplus — о сложностях, конкуренции и перспективах на рынке печатиРБК+, 10:38
Собянин раскрыл детали запуска первого беспилотного трамваяГород, 10:35