Лента новостей
Запрет смартфонов в школах поддержали 73% россиян 03:52, Общество Венесуэла потребовала отставки главы ОАГ из-за слов про вторжение 03:19, Политика The Sun назвала имена госпитализированных из ресторана в Солсбери 02:52, Общество Глава Пентагона прокомментировал слухи о своей отставке в ноябре 02:42, Политика Авианосец ВМС США «Гарри Трумэн» вошел в Средиземное море 02:11, Политика Президент Польши подтвердил намерение создать в стране военные базы США 01:38, Политика Порошенко показал видео испытаний сверхзвуковых снарядов «Оскол» 01:36, Политика В МИД Испании рассказали об идее Трампа построить стену в Сахаре 01:00, Политика «Галатасарай» разгромил «Локомотив» в Лиге чемпионов 00:44, Спорт В Киеве задержали сына бывшего полпреда главы Чечни на Украине 00:24, Общество Экипаж МКС выйдет в космос и вскроет обшивку «Союза» из-за дыры 00:18, Общество Минэкономразвития оценило долю крупнейших регионов в экономике 00:00, Экономика Счетная палата нашла системные недоработки на стройках Северного Кавказа 00:00, Бизнес Число погибших в столкновении двух автобусов под Воронежем выросло до 5 18 сен, 23:36, Общество Трамп заявил об отсутствии планов вводить санкции за «Северный поток-2» 18 сен, 23:26, Политика Долгосрочный ущерб: кто пострадает от торговой войны между США и Китаем 18 сен, 23:19, Экономика Трамп прокомментировал уничтожение российского Ил-20 в Сирии 18 сен, 23:10, Политика Спор о 19 протоколах: как КПРФ пытается изменить итоги выборов в Приморье 18 сен, 23:05, Политика В данных Минобороны о сбившей над Украиной Boeing ракете нашли нестыковки 18 сен, 23:01, Политика В США заявили об отсутствии иллюзий о шагах России во избежание санкций 18 сен, 22:59, Политика Под дружественным огнем: почему в Сирии был сбит российский Ил-20 18 сен, 22:27, Политика СК возбудил дело после гибели Ил-20 в Сирии 18 сен, 22:15, Политика Новак обещал бюджету около 7 трлн руб. от роста добычи нефти в Сибири 18 сен, 22:10, Бизнес Лига чемпионов по футболу. «Галатасарай» — «Локомотив». Онлайн 18 сен, 22:00, Спорт Полиция не нашла связи отравления в ресторане с «делом Скрипалей» 18 сен, 21:55, Общество Месси сделал хет-трик в первом матче «Барселоны» в Лиге чемпионов 18 сен, 21:54, Спорт В Воронежской области столкнулись два пассажирских автобуса 18 сен, 21:49, Общество Трамп рассказал о судьбе идеи по созданию военной базы США в Польше 18 сен, 21:49, Политика
Производственный "Болт" Шостаковича стал в Большом балетом абсурда
Общество, 28 фев 2005, 15:15
0
Производственный "Болт" Шостаковича стал в Большом балетом абсурда
На новой сцене Большого театра 25 февраля состоялась премьера балета “Болт” на музыку Дмитрия Шостаковича. Спектакль поставил художественный руководитель балетной труппы Большого Алексей Ратманский.

Художник-постановщик спектакля - Семен Пастух, дирижер - Павел Сорокин. Фактически это была мировая премьера: Федор Лопухов и Дмитрий Шостакович поставили балет в 1931 году, однако он был запрещен сразу после генеральной репетиции. И хотя в прессе впоследствии появились сообщения, что авторы переработают балет, публика так его и не увидела.

Шостакович и Лопухов пытались создать реалистический балет на производственную тему, стараясь не прибегать, судя по их высказываниям, даже к гротескности, что не всегда получалось - в музыке, безусловно, есть усмешка. И уж конечно, постановщики не планировали в открытую насмехаться над советской действительностью, хотя, например, Шостакович в письмах писал о сюжете “Болта” с иронией. И тем не менее, именно в идеологическом пасквиле худсовет обвинил создателей балета. Сейчас же кажется совершенно невероятным, что можно было ставить балет на подобную тему. Рабочего выгоняют с завода за нарушение трудовой дисциплины, и он подговаривает беспризорника подложить в станок болт - “тогда работа ненавистного цеха остановится”. Станок ломается, а подозрение падает на ударника. Однако беспризорник сознается в содеянном, и в результате арестовывают истинного виновника. Сегодня сюжет “Болта” может восприниматься только как абсурдный, и именно “сюрный ключ” (с элементами пародии, где это продиктовано музыкой Шостаковича) избран постановщиками при интерпретации балета. По признанию Ратманского, реализовать в спектакле идею абсурда предложил художник-постановщик Семен Пастух. “Тогда я решил, что если какие-то нити и не свяжутся вовсе, то так и надо: как у Шостаковича - так и у нас должно быть”, - рассказывает хореограф.

Абсурдистский тон задан с самого начала. Монструозные, движущиеся роботы со светящимися глазами открывают балет и остаются на сцене на протяжении всего действия, и это создает “музыку работающих механизмов”. Усиливают ощущение нереальности “антибалетные”, по выражению Пастуха, декорации - огромные движущиеся механизмы. По ходу спектакля персонажи делают зарядку, демонстрируя элементы “физкультурного танца”, проводят митинг, во время которого на переднем плане танцуют уборщицы с вениками, устанавливают новую машину. То на сцену выходит водолаз в ластах, то осоавиахимовцы в противогазах, то люди-пароходы. Действо перемежается танцевальными портретами чертежника, техника-наладчика, машинисток, представляющими собой “оттанцовывание трудовых процессов”.

Апофеозом абсурда становится финальная часть балета - танцы самокатчиков на маленьких самокатиках, красноармейцев и краснофлотцев, авиаторов, конницы Буденного. И если в первоначальном варианте танцы Красной армии оформлены в виде вполне реальной встречи рабочих и красноармейцев в Доме культуры, то в редакции Ратманского действие последней картины уже не может происходить в действительности. Вся четвертая картина - это сон беспризорника, который видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной армии и т.д.

В нынешней постановке партитура Шостаковича претерпела значительные изменения, например отсутствует “поповская тема” и тема богомольцев. В результате балет из трехактного стал двухактным. Кроме того, Ратманский, подвергший обработке либретто Виктора Смирнова, активизировал в спектакле лирическую тему - сложные взаимоотношения Насти и Дениса переложены на “язык тела” и воплощены в изощренных танцевальных дуэтах, и поставленных, и исполненных мастерски. Как и в первоначальном варианте главные герои названы по именам первых исполнителей - Анастасии Яценко и Дениса Савина. Ударник, которого станцевал Ян Годовский, соответственно назван Яном. При этом Ратманский говорил, что заняты в спектакле только те танцоры, которые “контролируют свои движения”: “Это особенно важно, когда много движений, поворотов, трудный ритм, постоянно нужно считать. Многие не хотят считать, полагая, что это ниже их достоинства”. Яркой была работа характерного танцовщика Александра Петухова в роли делопроизводителя Козелькова.

“Красной” линии (“на заводе”), которая, к слову, действительно соответственно окрашена (все красноармейцы танцуют в красных костюмах), в спектакле противопоставляется тема “в пивной”. Ратманский интересно поставил танцы завсегдатаев пивной. В этой картине было много по-настоящему смешных моментов, и это безусловная удача хореографа. В целом постановка получилась эффектная, динамичная и вместе с тем с запоминающимися характерными танцами и тонкими психологическими зарисовками. Ближайшие показы спектакля пройдут 7 и 8 марта.