Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Производственный "Болт" Шостаковича стал в Большом балетом абсурда

На новой сцене Большого театра 25 февраля состоялась премьера балета “Болт” на музыку Дмитрия Шостаковича. Спектакль поставил художественный руководитель балетной труппы Большого Алексей Ратманский.
Производственный "Болт" Шостаковича стал в Большом балетом абсурда

Художник-постановщик спектакля - Семен Пастух, дирижер - Павел Сорокин. Фактически это была мировая премьера: Федор Лопухов и Дмитрий Шостакович поставили балет в 1931 году, однако он был запрещен сразу после генеральной репетиции. И хотя в прессе впоследствии появились сообщения, что авторы переработают балет, публика так его и не увидела.

Шостакович и Лопухов пытались создать реалистический балет на производственную тему, стараясь не прибегать, судя по их высказываниям, даже к гротескности, что не всегда получалось - в музыке, безусловно, есть усмешка. И уж конечно, постановщики не планировали в открытую насмехаться над советской действительностью, хотя, например, Шостакович в письмах писал о сюжете “Болта” с иронией. И тем не менее, именно в идеологическом пасквиле худсовет обвинил создателей балета. Сейчас же кажется совершенно невероятным, что можно было ставить балет на подобную тему. Рабочего выгоняют с завода за нарушение трудовой дисциплины, и он подговаривает беспризорника подложить в станок болт - “тогда работа ненавистного цеха остановится”. Станок ломается, а подозрение падает на ударника. Однако беспризорник сознается в содеянном, и в результате арестовывают истинного виновника. Сегодня сюжет “Болта” может восприниматься только как абсурдный, и именно “сюрный ключ” (с элементами пародии, где это продиктовано музыкой Шостаковича) избран постановщиками при интерпретации балета. По признанию Ратманского, реализовать в спектакле идею абсурда предложил художник-постановщик Семен Пастух. “Тогда я решил, что если какие-то нити и не свяжутся вовсе, то так и надо: как у Шостаковича - так и у нас должно быть”, - рассказывает хореограф.

Абсурдистский тон задан с самого начала. Монструозные, движущиеся роботы со светящимися глазами открывают балет и остаются на сцене на протяжении всего действия, и это создает “музыку работающих механизмов”. Усиливают ощущение нереальности “антибалетные”, по выражению Пастуха, декорации - огромные движущиеся механизмы. По ходу спектакля персонажи делают зарядку, демонстрируя элементы “физкультурного танца”, проводят митинг, во время которого на переднем плане танцуют уборщицы с вениками, устанавливают новую машину. То на сцену выходит водолаз в ластах, то осоавиахимовцы в противогазах, то люди-пароходы. Действо перемежается танцевальными портретами чертежника, техника-наладчика, машинисток, представляющими собой “оттанцовывание трудовых процессов”.

Апофеозом абсурда становится финальная часть балета - танцы самокатчиков на маленьких самокатиках, красноармейцев и краснофлотцев, авиаторов, конницы Буденного. И если в первоначальном варианте танцы Красной армии оформлены в виде вполне реальной встречи рабочих и красноармейцев в Доме культуры, то в редакции Ратманского действие последней картины уже не может происходить в действительности. Вся четвертая картина - это сон беспризорника, который видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной армии и т.д.

В нынешней постановке партитура Шостаковича претерпела значительные изменения, например отсутствует “поповская тема” и тема богомольцев. В результате балет из трехактного стал двухактным. Кроме того, Ратманский, подвергший обработке либретто Виктора Смирнова, активизировал в спектакле лирическую тему - сложные взаимоотношения Насти и Дениса переложены на “язык тела” и воплощены в изощренных танцевальных дуэтах, и поставленных, и исполненных мастерски. Как и в первоначальном варианте главные герои названы по именам первых исполнителей - Анастасии Яценко и Дениса Савина. Ударник, которого станцевал Ян Годовский, соответственно назван Яном. При этом Ратманский говорил, что заняты в спектакле только те танцоры, которые “контролируют свои движения”: “Это особенно важно, когда много движений, поворотов, трудный ритм, постоянно нужно считать. Многие не хотят считать, полагая, что это ниже их достоинства”. Яркой была работа характерного танцовщика Александра Петухова в роли делопроизводителя Козелькова.

“Красной” линии (“на заводе”), которая, к слову, действительно соответственно окрашена (все красноармейцы танцуют в красных костюмах), в спектакле противопоставляется тема “в пивной”. Ратманский интересно поставил танцы завсегдатаев пивной. В этой картине было много по-настоящему смешных моментов, и это безусловная удача хореографа. В целом постановка получилась эффектная, динамичная и вместе с тем с запоминающимися характерными танцами и тонкими психологическими зарисовками. Ближайшие показы спектакля пройдут 7 и 8 марта.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 13:48
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 13:48
Москалькова пообещала решить вопрос о возврате мирных россиян с Украины Политика, 13:59
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
Двух российских лыжников и фристайлистку допустили к отбору на Олимпиаду Спорт, 13:42
Как выглядит настоящая уверенность в себе и как она влияет на карьеру Образование, 13:37
ИИ и персонал: как технологизация изменила HR Тренды, 13:37
Шесть критериев качества жизни в новостройке РБК и ПИК, 13:37
В Ярославле прошла завершающая бизнес-встреча «Дело в тебе» Отрасли, 13:28
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Как выбрать элитную недвижимость для инвестиций Недвижимость, 13:28
Импортозамещение, кибербезопасность и ИИ: опыт «Еврохима» и «К2Тех» Отрасли, 13:22
Почва для инноваций: как новые удобрения снижают риски агробизнеса Отрасли, 13:22
Лояльность в ее классическом виде исчезает: что идет ей на сменуПодписка на РБК, 13:22
Панорамный лаунж, бассейн и комфорт: какое жилье появится в Москве РБК и TATE, 13:21
Дегтярев заявил, что талисманом олимпийцев будет «нормальный мишка» Спорт, 13:15
Минпросвещения назвало даты выпускных и последних звонков в 2026 году Общество, 13:10