Власти городов раскритиковали доклад «Стрелки» о «бедных и зависимых»
Власти Владикавказа, Брянска, Орла и Липецка, названных консалтинговым бюро «Стрелка» «бедными и зависимыми» городами, отреагировали на такую оценку по просьбе РБК.
Ранее КБ «Стрелка» проанализировало бюджеты столиц регионов и составило рейтинг самых богатых и бедных городов. На Дальнем Востоке бедных нет совсем, 85% таких городов сосредоточено в европейской части России, утверждают эксперты.
«Это поверхностный взгляд и громкие заявления», — заявил РБК замглавы Владикавказа Казбек Цоков. По его словам, сравнивать города по доходам некорректно из-за разницы нормативов распределения налогов.
Цоков указал на то, что доходы бюджета Владикавказа не успевают расти за расширением социальных обязательств. «Простой пример: в 2018 году на порядок возрастет минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и обязательства по майским указам президента, а доходная часть бюджета вырастет примерно на 7%», — объяснил чиновник. «Получается, ежегодно расходная нагрузка растет, а дотационная подпитка снижается. Если нагружать бюджет социальными обязательствами, конечно, он не будет справляться», — уверен замглавы Владикавказа. Он также сообщил, что «как таковой подушки безопасности на случай кризиса» у города нет. «В крайнем случае можно перераспределить расходы и от чего-то оказаться», — добавил Цоков.
В администрации Брянска также не согласились с «экспрессивно-депрессивной формулировкой» «бедные и зависимые». Рейтинг был бы более объективным, если бы учитывал «динамику развития городов», уверены в мэрии. «Конечно, остается много нерешенных проблем. Но главное — есть ощутимое движение вперед», — отмечается в ответе городской администрации на запрос РБК. Хотя безвозмездные поступления составляют почти 65% бюджета Брянска (5,21 млрд руб. от общей суммы доходов 8,03 млрд руб.), в мэрии утверждают, что это «говорит не о зависимости, а о конструктивном взаимодействии и взаимопонимании всех уровней власти». «Доля непосредственно дотаций составляет менее 20%», — указали в мэрии.
К хронической нехватке бюджета Орла на расходные обязательства привела несправедливая система распределения налогов, заявил РБК мэр города Василий Новиков. «Еще в 2003 году в бюджет Орла поступало 30% налоговых доходов, собранных на его территории. В 2016 году — только 11,5%», — констатировал градоначальник. Так, за девять месяцев 2017 года от налогоплательщиков Орла собрано 11 млрд руб. (данные регионального УФНС), из которых в бюджет города зачислено лишь 1,87 млрд руб. (17%). Остальные деньги ушли в бюджеты других уровней.
У бюджета Орла три основных источника поступлений: налог на доходы физлиц, земельный налог и единый налог на вмененный доход. Федеральное законодательство устанавливает по этим налогам льготы, которые не возмещаются городскому бюджету, указал мэр. Дефицит средств привел к «ежегодному росту муниципального долга и расходов на его обслуживание», отметил Новиков. «Размер привлекаемых кредитов в сравнении с 2012 годом вырос в три раза, с 463 млн до 1,4 млрд руб. Расходы на обслуживание муниципального долга выросли в 6,4 раза, с 26,7 млн до 172 млн руб. При этом город вынужден привлекать только дорогие в обслуживании коммерческие кредиты, так как отсутствует возможность привлечения более дешевых бюджетных», — рассказал мэр. Город также берет на себя дополнительные обязательства сверх предусмотренных законом «О местном самоуправлении», например бесплатное питание для школьников.
Депутаты горсовета Орла предлагали меры для решения проблемы, в частности изменить Бюджетный кодекс в части перераспределения 15% НДС муниципалитетам. Орловский областной совет рассматривает возможность увеличить долю отчислений налогов на доходы физлиц в городской бюджет. Сейчас орловский бюджет получает только 5% от собираемого в городе НДФЛ. «Для сравнения, в Костроме, Туле и Ярославле — 15%, в Иваново — 10%», — указал мэр. По его мнению, решить проблему поможет и перераспределение в пользу городского бюджета доходов от налогов на имущество и прибыль организаций.
В администрации Липецка признали: «Для города характерна проблема низкой обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами». Такая ситуация сложилась «из-за смещения приоритетов бюджетно-налоговой политики государства в пользу вышестоящих бюджетов», говорится в ответе администрации на запрос РБК. В частности, с 2014 года норматив отчислений в местные бюджеты НДФЛ сократился с 20 до 15%. Для решения проблемы нехватки средств власти города привлекают субсидии из вышестоящих бюджетов и заемные средства, в том числе коммерческие кредиты. При этом в мэрии подчеркнули, что долговая нагрузка Липецка находится «на экономически безопасном уровне» и составляет около 60% доходов. Доля дотаций «невысока» и составляет примерно 11,4% бюджета, сообщили в администрации.
Мэр Саранска Петр Тултаев не смог прокомментировать РБК результаты исследования «Стрелки» «в силу занятости». В пресс-службе мэрии и в аппарате главы городского округа Йошкар-Ола отказались ответить на запросы РБК. Власти Кургана, Владимира, Волгограда, Ижевска, Курска, Саранска, Саратова, Твери, Ульяновска, Чебоксар, Черкесска и Элисты не смогли оперативно ответить.
Исследование доходов и расходов региональных столиц проводилось в России впервые. РБК опубликовал результаты 22 декабря. К числу «богатых» эксперты КБ «Стрелка» отнесли города с наибольшими доходами на душу населения. Это, например, Новосибирск, Екатеринбург, Южно-Сахалинск, Томск и Красноярск. «Независимость» определяли по сбалансированности собственных доходов, доле и динамике безвозмездных поступлений. «Богатыми и несамостоятельными» эксперты сочли Челябинск, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Кемерово, Ханты-Мансийск и другие города.