Из всех обращений граждан в ФНС 7% - доносы
Впрочем, многие рассматривают информирование госорганов как помощь в борьбе с нарушениями закона, которая, кстати, государством поощряется. Федеральная налоговая служба - один из тех госорганов, куда граждане активно сигнализируют. По данным ФНС, в марте в центральный аппарат службы поступило 618 обращений, и более чем в 40 из них рассказывалось о выявленных бдительными гражданами нарушениях, сообщает сегодня издание "Время Новостей".
Заметим, количество таких петиций увеличивается. По статистике, которую ведет приемная ФНС, если в конце прошлого года добровольных осведомителей фискалов было 6% от общего количества обратившихся, то в начале 2005 года их стало 7%.
Конечно, в масштабах страны эти показатели невелики, однако тенденция налицо. Впрочем, большинство добровольных помощников налоговиков обращаются не совсем по адресу, то есть сообщают о незарегистрированных в налоговых инспекциях торговых точках или предприятиях, работающих без лицензии. Подобная информация интересна не налоговикам, а сотрудникам территориальных управлений МВД по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями (они, кстати, традиционно практикуют стимулирование населения к "добровольной помощи правоохранительным органам").
Иногда люди обращаются с жалобами на своих начальников, которые, скрывая доходы предприятия, выдают "на руки" одну зарплату, а в ведомости предлагают расписаться за другую, в несколько раз меньшую. Правда, по отношению к подобным "серым" зарплатам ФНС еще в бытность министерством объявила о "нейтралитете".
Как говорил тогда один из высокопоставленных сотрудников ведомства, если работник соглашается подписать трудовой договор, в котором зафиксирована существенно меньшая зарплата, чем реально выплачивается, то это, скорее, проблема самого работника (компания перечисляет минимальные пенсионные взносы, он не может получить выгодный кредит), чем головная боль налоговых органов. Тем более что за соблюдение трудового законодательства налоговики не отвечают.
Впрочем, в ФНС считают, что тенденции к увеличению количества "доброжелателей" нет. В южных регионах действительно в летние месяцы возрастает количество сообщений о неуплате налогов владельцами жилья, сдающими его курортникам, рассказал изданию чиновник налоговой службы. Похожие случаи нередки и в крупных городах, в том числе в Москве: жильцы недовольны соседями, снимающими квартиры, и доносят на их хозяев. Налоговики говорят, что обращения касаются, как правило, именно "бытовых" проблем. Информаторы не ставят целью разорить чей-то бизнес. Однако есть и такие "добровольные помощники" налоговой службы, цель которых заключается именно в том, чтобы ударить по бизнесу конкурента.
Напомним, что на прошлой неделе пресс-служба ФНС сообщила о том, что Центральный аппарат ведомства рассмотрел в марте 2005г. 618 обращений граждан. Основной объем обращений затрагивает вопросы выдачи справки об отсутствии налоговой задолженности, уплаты налога на доходы физических лиц, регистрации и учета юридических и физических лиц.
Наибольшее количество обращений граждан (137, или 22% от общего числа) поступило с просьбой о выдаче справки об отсутствии налоговой задолженности для оформления выхода из гражданства РФ.
С вопросами, связанными с налогообложением доходов физических лиц, поступило 108 обращений, что составляет 17% от общего числа. Некоторые обращения касались вопросов постановки на учет налогоплательщиков, а также отказа от получения ИНН по религиозным убеждениям. По данной тематике обратились 54 корреспондента, что составляет 9% от общего числа.
Также поступило 42 сообщения (7% от общего числа) от граждан о нарушениях налогового законодательства физическими лицами и предприятиями в части уклонения от уплаты налогов в бюджет РФ.