Зимой спрос на туристическом рынке упал на треть
Такую оценку в рамках интернет-пресс-конференции РБК дал глава Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. При этом он оговорился, что для точности необходимо дождаться данных официальной статистики.
По предварительным данным туроператоров на конец января 2009г., отмечается снижение спроса на 40% и более на зимних пляжных направлениях, таких как, например, Египет и Таиланд. При этом выделились так называемые "антикризисные направления": недорогие европейские экскурсионные поездки, туры в Финляндию с использованием чартерной железнодорожной перевозки.
Снижение рынка автобусных экскурсионных туров оценивается участниками рынка примерно в 10% по сравнению с прошлым годом. "Тогда как хорошо себя показали круизы, больше всего пострадали пляжные и дальние, например островные, направления", - отмечает С.Шпилько. На направлении горнолыжного туризма общее снижение составило 10-15% по количеству проданных туров.
Отмечено также явное смещение в сторону более дешевого продукта в отношении мест пребывания: туристы, предпочитавшие "5 звезд", в этот раз остановились в апарт-отелях. "Кризис сказался и на географии поездок, и на стоимости тех туров, которые выбирает клиентура", - подчеркнул С.Шпилько.
Также он отметил наличие двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, общемировое снижение цен на отели и услуги гостиниц, с другой - рост цен для россиян вследствие колебания курса валют. "В Праге наметились скидки на гостиницы на 20%, в Риме - до 16%, в Париже - до 13%, в Лондоне - вообще до 30%", - отмечает глава РСТ. По его словам, тенденция удешевления пребывания намечается также в египетских отелях, в ОАЭ.
Снизили цены на перелеты и ряд авиакомпаний, наметилась такая тенденция и у российских авиаперевозчиков. При этом снижение цен на авиабилеты сопровождается и удешевлением авиакеросина: если в пиковый сезон цена была 33-34 тыс. руб. за тонну, сейчас снизилась примерно до 20 тыс. руб. за тонну.
Однако С.Шпилько видит и позитивное начало в действии фактора курса валют, которое может выразиться в активизации турпотока на российских курортах. "Между тем к весне 2009г. выездной рынок все же выйдет на уровень предложений, посильных для платежеспособного спроса. Весь вопрос в том, что будет с реальным доходами", - отмечает С.Шпилько.
Относительно прогнозов динамики отрасли глава РСТ сообщил, что выездной туризм из РФ за последние пять лет имел среднегодовой прирост порядка 13%. За первые 9 месяцев 2008г. прирост рынка туризма составил 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007г. "Это очень высокий показатель, в два раза превышающий динамику роста турпотоков на мировом рынке в целом. Прошедший год обещал быть самым лучшим в истории современного российского туризма на выезд", - подчеркнул С.Шпилько. Однако при этом, по его словам, в последние годы при росте объемов спроса, снижалась норма прибыли, увеличивались предпринимательские риски.
Среди других проблем рынка 2008г. С.Шпилько назвал кризис, связанный с резким ростом цен на авиационное топливо и соответствующими доплатами за чартерные авиабилеты, беспорядки в Греции, Таиланде, наконец конкуренцию на уровне демпинга на всех массовых выездных направлениях.
Говоря о въездном туризме, эксперт отметил постепенное в течение последних двух лет перераспределение турпотоков с внутреннего рынка на внешний, хотя в целом ситуация "плачевная". Так, на въездном рынке в РФ в 2007г., если брать показатели количества международных прибытий с целью туризма, фиксировалось примерно 2,2 млн прибытий, что для России является очень низким показателем. Общий въездной поток, с учетом приезда гастарбайтеров из СНГ оценивается примерно в 20 млн человек, но даже этот показатель в последние 5 лет не растет. Менее 0,5 млн иностранцев из стран СНГ указали целью своего визита туризм.
"По показателям прибытия в РФ с целью туризма мы находимся примерно на уровне начала 90-х годов XX века. Максимума этот показатель достиг в 2003г., когда он превысил уровень 3,1 млн прибытий и за оставшиеся годы сократился примерно на треть", - анализирует С.Шпилько.