«Мама написала письма нашим президентам»
Открытие центра им. Бориса Ельцина в Екатеринбурге состоится в среду, 25 ноября. Дочь первого президента Татьяна Юмашева рассказала РБК, как создавался центр и что она понимает под «правдой о 1990-х».
Построить интерактивный музей, посвященный Борису Ельцину, решили в 2008 году после того, как Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост президента, подписал федеральный закон №68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Центр принадлежит Фонду имени первого президента России Б.Н. Ельцина, который, в свою очередь, учрежден администрацией президента.
Общая площадь здания — 85 тыс. кв. м, из них 22 тыс. кв. м занимают музей и прилегающие к нему помещения. Оформление доверили американскому агентству Ralph Appelbaum Associates, известному строительством аналогичного Клинтон-центра, музея Конституции США, а также несколько музеев толерантности, один из которых — Еврейский музей и Центр толерантности — появился в Москве.
На открытии центра выступят второй и третий президенты России Владимир Путин и Дмитрий Медведев, приедут и другие высшие чиновники. Президенту важно заложить традицию уважительного отношения к бывшему лидеру страны, поясняли РБК в Кремле. Попечительский совет центра возглавляет руководитель президентской администрации Сергей Иванов, в него входят известные чиновники, политики и деятели культуры. Среди них — полпред президента в Уральском округе Игорь Холманских и оппозиционный политик, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
До сих пор Путин по-разному характеризовал время правления Бориса Ельцина. Он несколько раз говорил о «лихих девяностых», а в преддверии парламентских выборов 2007 года критиковал неназванных людей, которые работали в 1990-е и хотят реставрировать режим того времени — «олигархический режим, основанный на коррупции и лжи». Правда, позже он заявил, что при Ельцине Россия стала государством, «в котором власть действительно принадлежит народу». Восхваления или осуждения эпохи 1990-х годов не будет, говорил собеседник в Кремле: «Это будет новое и правильное отношение к прошлому. Ведь у нас привыкли быстро забывать людей».
В интервью РБК Татьяна Юмашева сообщила, какие гости приедут на открытие Ельцин-центра, и объяснила, как комплекс собирается окупать себя.
— Расскажите, как пройдет церемония.
— На открытие Ельцин-центра мы пригласили около 500 гостей. Это и те, кто работал с папой в 90‑е, также те, кто работал над созданием центра больше четырех лет, официальные лица из Кремля, правительства, известные екатеринбуржцы, зарубежные гости. Сама церемония очень простая. Показываем гостям музей, потом официальная церемония открытия, думаю, минут 20–30. Фуршет. Будут выступать президенты и мама (второй и третий президенты России Владимир Путин и Дмитрий Медведев и вдова первого президента Наина Ельцина. — РБК).
— Вы сами звали лидеров страны?
— Мама написала письма нашим президентам — Владимиру Владимировичу и Дмитрию Анатольевичу, а также лидерам других стран, с которыми папа работал. Но, к сожалению, некоторые из них уже не могут путешествовать в силу возраста и здоровья. А для нас самое главное — присутствие российских президентов Путина и Медведева. Потому что мы хотим заложить такую традицию, по которой в открытии президентских центров участвовали бы все ныне живущие лидеры страны. Ведь закон о президентских центрах, принятый в 2008 году, касается не только Ельцина, а всех президентов, закончивших работать на высшем посту в России. Будет такой же центр Путина, центр Медведева, следующего главы государства, имени которого мы пока не знаем. Важно, чтобы такого рода церемонии сейчас и впредь проходили достойно и уважительно.
— Кто из бывших иностранных лидеров подтвердил участие?
— Приедут Леонид Кучма (Украина), Анатолий Горбунов (Латвия), Александр Квасьневский (Польша). По состоянию здоровья не приедут Жак Ширак (Франция), Гельмут Коль (ФРГ), американский президент Джордж Буш-старший. Не сможет быть Билл Клинтон (США), который включен в предвыборную кампанию своей жены (кандидата в президенты от демократов Хиллари Клинтон). Он обещал специально потом прилететь в Екатеринбург и посмотреть музей.
— Это и образовательный проект, и просветительский?
— Безусловно. Это важно, особенно для молодого поколения, необходимо рассказать ему правду о 1990-х. Для них события 1990-х — это нечто из того же ряда, что революция 1917 года. Современные мультимедийные технологии, используемые в нашем музее, делают доступнее рассказ о тех событиях.
— Но это не единственная функция центра?
— Да, конечно. Согласно закону о президентских центрах в них обязательно должны быть музей, архив и библиотека. Музей — главная часть президентского центра. Но будет и научно-образовательная составляющая — архив и библиотека, также на основе новейших технологий, то есть в основном электронная. Ученые-специалисты, студенты, аспиранты и простые посетители смогут воспользоваться огромным массивом информации, который мы собрали об эпохе Ельцина: в общей сложности около 30 тыс. единиц хранения, около 130 тыс. фотографий. Для музея записано 163 медийные программы на основе 130 интервью, в основном с теми, кто работал с папой. Кроме того, в большом здании на улице Ельцина будут детский и образовательный центры, выставочная галерея, конференц-зал, где можно будет посмотреть фильм, небольшой спектакль или концерт. Есть музейное кафе, позже откроется ресторан. Мы стремились к тому, чтобы президентский центр стал любимым местом для всех жителей Екатеринбурга и для его гостей.
Мы пригласили для разработки концепции музея режиссера Павла Лунгина, потому что поняли, что подобный музей — это как фильм со своим сюжетом, завязкой и развязкой. Ставилась задача в сжатой форме (из расчета, что у посетителя есть полтора часа) изложить огромный объем событий, которыми была наполнена эпоха Ельцина. И Павел Семенович придумал концепцию семи дней, вокруг которых рассказываются все основные события 1990-х. Вообще над созданием музея работала огромная команда: историки, научные редакторы, архивисты, дизайнеры, все сотрудники нашего президентского центра... Мы поставили перед собой задачу — сделать так, чтобы любой посетитель мог получить информацию о 1990-х, на таком уровне, на каком он захочет. То есть кто-то пройдет зал, посвященный августовским событиям 1991 года, за 10–15 минут. А какой-то специалист может провести в нем весь день и найти там много для себя интересного. Это самый современный музей на сегодняшний момент. В общем, счастлива, что огромная, тяжелая, сумасшедшая четырехлетняя работа завершилась.
— Вы сказали, что ничего не хотите утаивать о той эпохе, и факты говорят сами за себя. Но ведь многое неясно до сих пор, остались белые пятна. Например, события осени 1993 года — они не были до конца расследованы, не установлено, почему оказалось так много жертв в районе Останкино и кто за это ответственен.
— Как раз один из «семи дней» посвящен трагическим событиям октября 1993 года. Каждый может прийти в музей и узнать подробности, что тогда происходило. В том числе получить ответы на ваши вопросы.
— Почему все же строительство центра так сильно затянулось, почти на десять лет?
— Это неверно, он не строился десять лет. Президентский центр выкупил здание у собственника, компании УГМК, в ноябре 2011 года. Только после этого начались все работы. Конечно, само это здание можно назвать долгостроем: его начали возводить в 1990-е, несколько раз менялся собственник, пока его не купила УГМК, сумевшая завершить строительство. Мы же сделали наш проект за четыре года. Для такого объема площадей (более 80 тыс. кв. м), сложнейшего инженерного объекта это разумные сроки. Мы мечтали открыть летом, но, к сожалению, не успели.
— Сообщалось, что на Ельцин-центр потрачено 7 млрд бюджетных денег. Будет ли в нем какой-то бизнес, могут ли эти вложения хотя бы частично окупиться?
— Здесь я должна внести уточнения. На выкуп здания, на переоборудование, реконструкцию и прочие работы мы получили от государства 4 млрд 980 млн руб. Еще 2 млрд руб. государство нам выделило в виде кредита, который мы должны возвращать. То есть за счет сдачи в аренду торговых и офисных площадей, которые есть в центре, мы будем решать две задачи. Возвращать кредит и содержать наши проекты — музей, библиотеку, архив, детский и образовательный центры, арт-галерею и т.д. Все эти проекты благотворительные, наша задача так разумно вести дело, чтобы на все нам денег хватило.
— Писали еще о частных деньгах, которые вам удалось привлечь.
— Да, нам помогли самые разные российские бизнесмены: известные и не очень, те, кто состоялся в 1990-е и кто сделал свой бизнес в 2000-е. Конечно, мы благодарны и признательны каждому из них, и все-таки меня радует помощь людей, которые создали свой бизнес уже после ухода папы с поста президента. Они хорошо понимают, что те возможности, которые появились у бизнеса, вся их основа были заложены в 1990-е. При входе в музей у нас есть стена благотворителей, на которой мы выражаем им признательность.
— Удавалось ли, удается ли сейчас транслировать действующему президенту свое мнение, высказывать какие-то мысли по текущей ситуации?
— Мама встречается с Владимиром Владимировичем на всех официальных приемах, у них нормальные, добрые отношения. Я встречаюсь с ним крайне редко. И если встречаюсь, то главным образом обсуждаем проект президентского центра. Что касается мыслей по текущей ситуации, для этого у него есть свои помощники и советники.