Главным репрессивным законодательным новшеством авторы доклада считают «пакет Яровой», нормы которого «во многом противоречат российским международным обязательствам в области прав человека». Организация критикует такие новшества, как запрет на миссионерскую деятельность, ужесточение наказаний за экстремизм и участие в массовых беспорядках, а также обязанность операторов связи полгода хранить записи разговоров граждан.
Препятствия для протестов и давление на НКО
Для российских граждан сужаются возможности участвовать в протестных акциях, уверены правозащитники. В прошлом году были запрещены несанкционированные автопробеги, напоминают авторы доклада. По новой норме уже получили административные аресты и штрафы кубанские фермеры, участвовавшие в «тракторном марше» на Москву.
Правоохранители продолжили искать участников «массовых беспорядков» на Болотной площади 6 мая 2012 года; при этом власти игнорируют доказательства алиби одного из последних фигурантов уголовного дела о беспорядках Дмитрия Бученкова, убеждены правозащитники.
Табличка общества «Мемориал» на здании, расположенном в Малом Каретном переулке в Москве. Ноябрь 2015 года
(Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости)
Также государство продолжает наступление на некоммерческие организации, считают в Amnesty: за год в реестр иностранных агентов попали десятки объединений, включая знаменитое общество «Мемориал». Также в прошлом году был зафиксирован первый случай уголовного преследования за уклонение от статуса иностранного агента. Речь — о председателе союза «Женщины Дона» Валентине Череватенко, уголовное дело которой пока расследуется.
К главе самарского отделения организации «Голос» Людмиле Кузьминой налоговые органы подали иск на 2,2 млн руб., посчитав, что грант от американской организации USAID был не пожертвованием на деятельность организации, а ее доходом и должен облагаться налогом. После того как налоговики выиграли дело, приставы изъяли у Кузьминой машину и ей прекратила поступать пенсия.
Произвол на Кавказе
В кавказских регионах России продолжаются «насильственные исчезновения и предполагаемые внесудебные расправы во время операций силовых структур», утверждается в докладе. Работа правозащитников и журналистов там оказывается под угрозой. Так, 9 марта прошлого года несколько сотрудников прессы и организации «Комитет по предотвращению пыток» подверглись нападению. Отдельно нападали на главу комитета Игоря Каляпина.
В сентябре независимый журналист Жалауди Гериев получил три года колонии за хранение 167 г марихуаны. На суде он рассказал о похищении и пытках. Правозащитники связывают его преследование с критикой деятельности главы Чечни Рамзана Кадырова.
«Руководство Чечни продолжало оказывать прямое давление на судебную власть», — говорится в докладе. Так, в мае Кадыров собрал всех судей республики на совещание и вынудил четырех из них подать в отставку. «Федеральные власти никак на это не отреагировали», — подчеркивают авторы доклада.
Войны за рубежом и депортация беженцев
Россия в 2016 году продолжила боевые действия в Сирии, при этом Вооруженные силы «прямо атаковали мирное население и гражданские объекты в Сирии, включая жилые районы, медицинские учреждения и колонны гуманитарных грузов, что привело к тысячам убитых и раненых среди мирных жителей», — утверждают в Amnesty.
Разминирование исторической цитадели древней крепости Алеппо российскими военными. Февраль 2017 года
(Фото: Министерство обороны РФ / РИА Новости)
При этом Россия продолжает возвращать на родину просителей убежища из Узбекистана, Сирии и других государств. Один из них — 27-летний осужденный за экстремизм гражданин Узбекистана Олим Очилов, которому в случае экстрадиции на родину грозило гораздо более суровое наказание за «антигосударственную деятельность». В ситуацию с Очиловым вмешался ЕСПЧ, который потребовал от России срочно прекратить процесс экстрадиции. Однако Россия пренебрегла его решением.
Западный регресс
Серьезные коррективы в ситуацию с правами человека в США и странах Евросоюза внесли теракты в Европе и волна беженцев из Сирии. Теперь в странах Запада не идет речи об обеспечении безопасности ради свободы людей, в повестке — ограничение свободы ради безопасности, говорится в докладе.
«По всей Европе государства значительно расширили свои полномочия по ведению слежки», — утверждают правозащитники. Так, в Великобритании был принят закон «О следственных полномочиях», который существенно расширяет полномочия силовиков при перехвате электронных данных. Нормы, связанные со слежкой за гражданами, приняли также Австрия, Швейцария, Бельгия, Германия, Россия и Польша; они также рассматривались в Нидерландах и Финляндии.
Режимы чрезвычайного положения, которые вводились в Европе в связи с наплывом беженцев или терактами, создали почву для злоупотреблений, утверждается в докладе. Во Франции, например, власти обыскали более 4 тыс. семей без санкции суда и ввели запрет на массовые акции.
Власти США, по мнению Amnesty, в очередной раз проигнорировали требование ООН расследовать пытки подозреваемых в терроризме. В тюрьме Гуантанамо, которую прежний президент Барак Обама обещал закрыть к 2010 году, в 2016-м продолжали содержаться около 60 человек.
«Никто не рассматривал страны Запада как некий образец. Права человека нарушаются во всех странах, мы говорим об этом 56 лет своего существования. Сейчас ситуация существенно ухудшилась по всему миру. Это не значит, что были некие авторитеты и теперь они упали со своих постаментов», — сказал РБК глава российского отделения Amnesty International Сергей Никитин.