Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Совфеде предложили сократить рабочую неделю для женщин с детьми Общество, 22:52 Семь правил заботы о своем иммунитете РБК и Деринат, 22:47 Сторонники независимости Шотландии получили большинство мест в парламенте Политика, 22:19 «Манчестер Сити» уступил «Челси» и не смог оформить досрочное чемпионство Спорт, 21:48 ЦСКА одержал волевую победу над «Краснодаром» в матче чемпионата России Спорт, 21:34 Российcкие керлингистки сыграют со сборной Швеции в полуфинале ЧМ Спорт, 21:23 МЧС объявило экстренное предупреждение в Москве из-за непогоды Город, 21:15 Суд арестовал участницу Pussy Riot Никульшину на пять суток Политика, 21:13 Власти ЕС назвали сроки запуска поездок по ковид-паспортам Общество, 21:11 Десять крупнейших целевых капиталов России для развития культуры РБК и Фонд Потанина, 21:11 Bloomberg предупредил о риске сбоя поставок топлива в США из-за хакеров Технологии и медиа, 20:57 Линия обороны: как компании избежать произвола сотрудников на местах Pro, 20:44 Как работает военная ипотека РБК и ПСБ, 20:36 Синоптики предупредили об угрозе срыва воздушного парада в Москве Город, 20:26
Общество ,  
0 

Россияне стали намного меньше беспокоиться из-за пандемии

Уровень пессимизма россиян при взгляде на ближайшее будущее значительно снизился, однако доля оптимистов еще не превысила половину. Около 44% жителей России считают, что худший период эпидемии уже позади
Фото: АГН «Москва»
Фото: АГН «Москва»

Новая реальность, которую принесла с собой пандемия коронавируса, вызывает у россиян все меньше беспокойства: их опасения по поводу поездок в общественном транспорте, проживании в отелях, посещения парков и ресторанов сократились более чем в два раза. К такому выводу пришли эксперты BCG (ранее была известна как Boston Consulting Group) и отечественного холдинга «Ромир» в ходе четвертого среза исследования «Российские потребители — новая реальность», с которым ознакомился РБК.

Результаты первого среза были опубликованы в апреле 2020 года, в разгар карантинных ограничений и режима самоизоляции. Тогда более двух третей россиян считали, что в стране наступит рецессия, почти столько же заявили, что «худшее еще впереди». В Москве 44% респондентов отметили тогда, что чувствуют свою финансовую незащищенность, а в регионах этот показатель достиг уровня 47%.

Изменение доли россиян, испытывающих беспокойство по поводу определенных событий в связи с пандемией (апрель 2020 года к апрелю 2021 года):

  • зарубежная поездка — с 49 до 31%;
  • авиаперелет внутри страны — с 39 до 23%;
  • поездка в общественном транспорте — с 37 до 14%;
  • посещение кинотеатра — с 31 до 14%;
  • посещение парка — с 31 до 12%;
  • поход в тренажерный зал — с 27 до 13%;
  • поход в ресторан — с 25 до 11%;
  • поход в гости к друзьям — с 20 до 10%.

«Спустя год россияне стали чаще считать, что худшее уже позади, вернулись на работу в офисы, реже избегают людных мест. <...> Люди скорее ожидают сохранения текущего статуса и соответственно планируют свои затраты. <...> Россияне больше не отказываются от ресторанов и кинотеатров или путешествий по стране, но сократили затраты», — отметил управляющий директор и партнер BCG Иван Котов.

Россияне назвали главными страхами протесты и «нашествие волков»
Общество
Фото:Михаил Терещенко  /ТАСС

Также улучшились ожидания потребителей относительно их расходов в ближайшие полгода, причем положительную динамику зафиксировали по 44 из 50 категорий товаров и услуг. Наибольший рост оптимизма оказался в отношении товаров для здоровья, в первую очередь лекарств, и в категориях, связанных с пребыванием дома: коммунальных услугах, строительстве и ремонте жилья.

Эксперты отметили, что постепенное восстановление спроса наблюдается среди потребителей всех возрастов, но наиболее позитивно настроены россияне 18–25 лет, а наиболее негативно — потребители старшего поколения, старше 55 лет.

В общем, 44% респондентов считают, что наихудший период эпидемии уже миновал. По сравнению с данным апреля 2020 года этот показатель вырос на 31 процентный пункт. Доля участников опроса, которые продолжают работать дома, снизилась на 26 п.п. — до 19%.

В исследовании приняли участие 1500 респондентов из разных регионов России и социально-демографических групп. Углубленное исследование было проведено в Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах более чем в 40 товарных категориях.

«За прошедший год многие россияне адаптировались к карантинным мерам: стали чаще совершать покупки онлайн, более трети делали это за последний месяц. Люди стали заказывать еду и товары на дом на интернет-площадках. Спрос постепенно восстанавливается, и, даже несмотря на озабоченность многих россиян по поводу их финансового положения, 83% планируют оставить траты на том же уровне или даже увеличить их», — сказал управляющий директор BCG Максим Бахтин.

Среди каналов сбыта лидируют электронная торговля и магазины у дома, поскольку люди за время эпидемии привыкли покупать товары онлайн за время пандемии, но после снятия ограничений стали чаще посещать магазины рядом с домом. Москвичи сильнее жителей регионов при покупках в гипермаркетах обеспокоены тем, что находятся в людном месте, в регионах эти страхи значительно слабее.

Ранее Компания развития общественных связей (КРОС) опубликовала «Национальный индекс тревожностей», который выявляет и ранжирует фобии на основе анализа новостей в СМИ и наиболее обсуждаемых тем в социальных сетях.

Оказалось, что в начале текущего года в социальных сетях наблюдался всплеск негативных высказываний в адрес правоохранительных органов и судов, а также опасений в том, что акции протестов направлены на «дестабилизацию обстановки», которая способна привести к массовым беспорядкам, подрыву конституционного строя и «цветной революции». Больше всего об этом говорили жители Москвы, Санкт-Петербурга и Новгородской области.

На втором месте оказался страх перед «нашествием волков» и паводками. Он стал актуален в связи с появлением этих проблем во многих регионах, включая Архангельскую, Омскую, Нижегородскую, Смоленскую, Псковскую, Московскую, Кировскую области, а также республики — Коми, Карелию и Бурятию.