Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как восстановить стершиеся границы между работой и личным РБК и СберМаркет, 09:29 «Сбер» запланировал стать основным владельцем Goods.ru Бизнес, 09:27 СМИ узнали о планах HBO Max снять анимационный сериал по «Игре престолов» Общество, 09:02 Что такое эндаумент и зачем обществу целевые капиталы РБК и Фонд Потанина, 09:00 Конкурентам Wildberries предложили субсидии за экспорт российских товаров Технологии и медиа, 09:00 Цифровой пророк и вестник суеты: топ-10 новых должностей в корпорациях Pro, 08:53 Генсек ООН оценил роль российской вакцины в борьбе с пандемией COVID-19 Общество, 08:48 При пожаре на пороховом заводе в Перми пострадали три человека Общество, 08:46 МЮ потерпел первое поражение за 14 матчей в игре с худшей командой АПЛ Спорт, 08:42 Рекордная выручка Apple, трекеры в госприложениях. Главные новости РБК Общество, 08:37 Доллар по 28: история российского фондового рынка РБК и Открытие Инвестиции, 08:31 Аресту основателя Petropavlovsk предшествовала жалоба генералу ФСБ Бизнес, 08:30 Прокуратура потребовала возобновить дело бывшего топ-менеджера «Роснефти» Общество, 08:25 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 28 января Общество, 08:21
Общество ,  
0 

Глава СПЧ предложил нанять студентов для слежки за пассажирами в Москве

Так Валерий Фадеев прокомментировал идею мэрии Москвы следить за пассажирами через смартфоны, которая обойдется в сотни миллионов рублей. «Пассажиропоток можно считать методами и дешевле — студента поставить на входе», — сказал он
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев заявил РБК, что не понимает, какую новую информацию даст «тщательное отслеживание пассажиров» в Москве и как это повысит эффективность транспортной системы.

Так он прокомментировал объявленный Центром организации дорожного движения (ЦОДД) конкурс на определение поставщика оборудования для мониторинга пассажиропотока в Москве через смартфоны.

«Пассажиропоток можно считать методами и дешевле — студента поставить на входе, например. И так все входы на станции метро фиксируются, причем по времени. Зачем еще дополнительная информация? У меня вопросы технологические, к разработчикам данной системы. Чего они добьются? Какой ценой транспортная система будет работать эффективно? Людям надо рассказывать об этом», — отметил Фадеев.

По его словам, следует тщательно разобраться, каким будет технический характер этой системы.

Мэрия Москвы захотела следить за пассажирами через смартфоны
Общество
Фото:Кирилл Зыков / АГН «Москва»

«Если этот контроль не будет персонализирован, если не будет при этом распознавания лиц — а в данном случае я не понимаю, зачем распознавать людей, если речь идет просто о потоке людей по тротуарам, метро, — то здесь нет никакой проблемы. Если при этом увлекутся технические работники и захотят распознавать лица, то проблема возникнет, проблема, связанная с персональными данными», — сказал глава СПЧ.

Фадеев привел в пример такую ситуацию, когда видеофиксацию установили бы на Лубянке, где находится здание ФСБ. По его словам, довольно скоро система зафиксировала бы всех сотрудников службы безопасности.

«А поскольку базы данных у нас охраняются очень слабо, то через месяц все сотрудники ФСБ, кроме тех, кто въезжает во внутренний двор, будут доступны любому, кто захочет об этом узнать», — отметил глава СПЧ.

Он добавил, что не может оценить сумму, которую власти хотят потратить на установку системы, поскольку не знает масштаб работ.

О том, что ЦОДД провел торги на определение поставщика оборудования для мониторинга пассажиропотока через смартфоны, стало известно в ночь на 20 октября. Из размещенных на портале госзакупок данных следует, что речь идет о поставке 220 аппаратно-программных комплексов (АПК) и софта для них. Начальная цена контракта составляет 155,2 млн руб.

АПК планируется установить на остановках общественного транспорта и пешеходных стелах. Они будут собирать данные о перемещении граждан по MAC-адресам (присваиваемый гаджету при производстве идентификатор) через Bluetooth и Wi-Fi. Система будет формировать отчеты о перемещениях владельца смартфона за день, неделю, месяц и год. Эта информация будет отправляться в единый центр хранения данных департамента информационных технологий Москвы. В связке с данными с камер видеонаблюдения система будет более точно формировать карты пассажиропотока в столице и позволит улучшить качество работы городского транспорта.

Эксперты оценили идею мэрии Москвы о слежке за пассажирами через смартфон
Общество
Фото:Александр Авилов / АГН «Москва»

Опрошенные РБК эксперты, комментируя эту информацию, заявили, что следить за пассажирами московского транспорта через смартфоны технически реально. В частности, заместитель руководителя Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин сообщил РБК, что развернутая в московском метро сеть Wi-Fi уже сегодня позволяет собирать MAC-адреса устройств и другую информацию о пассажирах. «Распространение полученного опыта и выход проекта «на поверхность» представляется логичным шагом развития технологий обезличенного мониторинга перемещений пассажиров и оптимизации транспортных потоков», — сказал он.

Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин в разговоре с РБК заявил, что данные возможно собирать с тех, у кого включен Wi-Fi. По его словам, в операционных системах IOS14 и Android 10 есть функция рандомизации MAC-адресов, когда телефон начинает отдавать не тот MAC-адрес, который производитель в него прошил изначально. «То есть сейчас у вас один адрес, потом другой, и вас становится гораздо сложнее отследить. То есть эту функцию получит вся более-менее новая техника», — рассказал специалист.