
Генеральный прокурор Юрий Чайка на парламентских слушаниях в Совете Федерации обрушился с критикой в адрес следователей Следственного комитета России (СКР). Если ранее глава надзорного ведомства сетовал лишь на игнорирование следователями прокуроров, то теперь он говорит о том, что представители СКР занимаются «новой формой укрывательства преступлений». По словам эксперта, после критики генпрокурора межведомственный конфликт выйдет на новый виток.
Генпрокурор Юрий Чайка в понедельник прервал молчание и начал новый раунд взаимных претензий следователей и прокуроров. «Прокуроры должны быть наделены правом возбуждения уголовного преследования — по этому пути идут все ведущие страны: США, Франция, ФРГ, Великобритания и другие», — безапелляционно заявил генпрокурор на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
В России, по его словам, по целому ряду направлений уголовную политику формируют следователи, имеющие часто меньший опыт, чем прокуроры. «Как ни парадоксально, но по делам следователей у прокурора нет возможности вмешаться в защиту права на свободу и личную неприкосновенность. Мы ежегодно располагаем сотнями примеров, когда мера пресечения избиралась по ходатайству следствия без учета позиции прокурора. С 2008 года таких случаев было более тысячи», — заметил Чайка.
В результате за 2012 год и первую половину 2013-го, по статистике Генпрокуратуры, 2400 ранее задержанных и арестованных получили право на реабилитацию за незаконное уголовное преследование. А произошло так, по версии Чайки, из-за того что прокурор сегодня не вправе прекратить уголовное дело, даже если совокупность собранных доказательств свидетельствует о невиновности человека.
По словам главы надзорного ведомства, законодатель наделил прокурора правом требовать от следователя устранить нарушение закона, но ничем не подкрепил это право. В частности, следователи могут совсем игнорировать требования о предоставлении уголовного дела или материалов доследственной проверки прокурором, в результате решения о возбуждении уголовного дела не принимаются следователями годами.