Приватизация: домашнее задание для страны
Мне нередко задают вопрос: каковы перспективы проведения приватизационных сделок в России исключительно на внутреннем российском фондовом рынке? Постараюсь ответить на него подробно.
Считаю, что приватизация в России только в локальных акциях с листингом на Московской бирже может оказать положительное влияние на развитие отечественного рынка. Однако лишь при условии, что будет принят во внимание ряд факторов.
Первый их них — завершение первоочередных инфраструктурных реформ финансового рынка. Я ожидаю, что по мере реализации инфраструктурных и регуляторных преобразований в российском финансовом секторе интерес инвесторов (как российских, так и международных) к локальным акциям будет увеличиваться, что должно позитивно сказаться как на максимально возможных объемах приватизационных размещений, так и на ценовой чувствительности инвесторов. Первоочередные (и наиболее влиятельные) меры здесь, на мой взгляд, это функционирование центрального депозитария и допуск пенсионных средств на рынок акций.
Следующий фактор — отказ от жесткой концепции минимальной цены. Учитывая существенный пересмотр оценок справедливой стоимости компаний после кризиса и продолжающуюся волатильность рынка, ориентироваться на цены предшествующих размещений, а также устанавливать иные уровни минимальных цен нецелесообразно. Это приводит к задержкам с выходом приватизационных сделок на рынок и к усталости инвесторов от их ожидания, что негативно сказывается на котировках приватизируемых компаний. Опыт зарубежных стран показывает, что их правительства не придают значения исторически достигнутым оценкам. Отказ от концепции минимальной цены крайне важен для приватизаций в локальных акциях, особенно на первоначальном этапе преобразования рынка.
Еще одним важным аспектом концепции цены размещения является безусловный и категорический отказ от любых публичных заявлений и комментариев представителей правительства и руководства приватизируемых компаний на тему предстоящих сделок, как в части предполагаемой цены, так и в части их сроков и структуры. Практика показывает, что такие заявления и комментарии только вредят сделкам.
В качестве третьего фактора назову совершенствование процедуры публичных предложений в России в первую очередь в сфере раскрытия информации. В настоящее время стандарты раскрытия информации при осуществлении предложения в России все еще существенно отличаются от международных. Российский проспект неинформативен и непривычен для международных инвесторов, кроме того, на момент вторичного предложения он может быть уже устаревшим.
В целом российское регулирование фондового рынка и практика его применения пока еще не всегда в достаточной мере вызывают доверие иностранных инвесторов. Это касается в основном общего низкого уровня корпоративного управления в стране. Вложение в компанию, имеющую листинг на известной зарубежной площадке, более спокойно воспринимается международными инвесторами, так как эмитент вынужден придерживаться более жестких стандартов и несет ответственность (которая во многих случаях распространяется и на его менеджмент) по соответствующему иностранному праву.
Наконец, четвертый фактор связан с определением размера сделок по приватизации. Если бы спрос сейчас, как в 2007 году, в разы превышал предложение, размещаться на любую сумму можно было бы и только в России: инвесторы прошли бы через наши трудности — пока плохо развитый пост-трейдинг, языки, юристы, законодательство. А спрос в мире, увы, невысок, и потому для многомиллиардных (в долларах США) размещений все вышеуказанные факторы затрудняют привязку сделок исключительно к листингу на Московской бирже. Поэтому, как в случае с продажей акций Сбербанка, если приоритетами продающего акционера будут обеспечение максимального спроса инвесторов, достижение оптимальной цены продажи и международное общественное признание сделок как успешных рыночных приватизационных сделок для Российской Федерации, имеет смысл комбинировать в структуре сделок внутренний и международный листинг. Для менее крупных сделок успешная рыночная продажа приватизируемых Российской Федерацией акций возможна и должна предусматриваться только с листингом на Московской бирже, тем самым стимулируя дальнейшее развитие внутреннего финансового рынка.
Однако сегодня, увы, российский фондовый рынок по объемам проигрывает не только западным площадкам, но и себе пару лет назад. Этому есть две очевидные причины: первая — нестабильность мировой финансовой системы делает наш рынок чрезвычайно уязвимым, поскольку существует чрезмерная зависимость от иностранных инвесторов, стремящихся уйти от всех видов риска, а вторая — мы так и не создали класс внутренних инвесторов, и это проблема отставания в регулировании.
С учетом той пользы, которую дают иностранные инвесторы российскому рынку, а это в первую очередь спрос, то есть позитивное влияние на наши цены, более качественная (не спекулятивная) структура акционеров и, во-вторых, опыт влияния инвесторов на менеджмент, конечно, в его позитивных проявлениях. Московская биржа сделала многое за последнее время для их привлечения к нам. Хочу отметить, что в 2012 году уже не было сбоев, хотя были проблемы интеграции, переезда НРД на новую площадку, создание центрального депозитария. Молодцы, что сделали Т+2 для повышения ликвидности на рынке.
Теперь слово за мегарегулятором, который реально может повлиять на появление полноценного класса внутренних инвесторов в России и тем самым укрепить стабильность российского рынка и задать новый вектор его развития.