Генпрокуратура попросила признать террористическим движение «Колумбайн»
Генеральная прокуратура попросила Верховный суд признать террористическим движение «Колумбайн», сообщили РБК в пресс-службе суда.
В сообщении не уточняется, что именно подразумевается под движением «Колумбайн». Само заседание будет закрытым, поскольку «в деле содержатся сведения, относящиеся к гостайне», сообщили корреспонденту РБК в Верховном суде.
В картотеке ВС на 2 февраля назначено рассмотрение только одного иска от Генпрокуратуры России, в номере дела есть буква «С» — она указывает на содержание в нем материалов под грифом «Секретно».
Что будет означать объявление «Колумбайна» террористической организацией
Член Совета по правам человека Александр Верховский в разговоре с РБК назвал ситуацию с обращением Генпрокуратуры «необычной», поскольку очевидно, что «Колумбайн» — не организация. «С другой стороны, у нас уже «движение АУЕ» признано экстремистской организацией», — сказал он.
Касательно возможных последствий признания «Колумбайна» террористическим движением Верховский допустил, что участники нападений на учебные заведения будут получать более длительные сроки, при этом следствие фактически будет избавлено от необходимости выяснять их мотивы, считает Верховский. «Действия нападающих должны будут квалифицироваться как теракт, то есть действия, совершенные с целью повлиять на власти или какую-то группу общества. Сейчас это не очень просто доказывать — в некоторых случаях не очень понятно, чего хотел колумбайнер — но если «Колумбайн» в целом признан террористическим движением, то тогда в некотором роде и доказывать ничего не надо; напавший — уже террорист автоматически, по факту совершения своего преступления», — пояснил Верховский.
При этом он допустил, что серьезными будут последствия и для «участников всевозможных обсуждений вокруг «Колумбайна», которые можно будет квалифицировать как оправдание или призывы к террористической деятельности.
Помимо этого признание террористическими групп «Колумбайна» наложит на администраторов сетей и хостеров сайтов обязательство блокировать соответствующие сообщества и материалы, а также ссылки на них.
Верховский опасается, что признание «Колумбайна» террористической организацией сведет на нет «нормальную педагогическую работу» с детьми, интересующимися этой тематикой: «С такими подростками должны работать педагоги и психологи. Но если их объявить террористами, то какая педагогика?»
Что говорили власти о причинах преступлений в учебных заведениях
В сентябре прошлого года признать «Колумбайн» террористическим сообществом предлагала Общественная палата. Там указывали, что такое решение позволит правоохранительным органам более успешно бороться c сообществами, в которых содержатся призывы к нападениям на учебные заведения, а также с их создателями.
Как отмечала директор Лиги безопасного интернета Елена Мизулина, в социальных сетях существует «гигантское количество информации о скулшутинге», а число подписчиков таких групп уже достигло миллиона.
13 января председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин в интервью агентству «РИА Новости» отметил, что последователями «субкультурного течения «Колумбайн» были устроивший стрельбу в казанской гимназии Ильназ Галявиев и устроивший массовый расстрел в Керчи Владислав Росляков.
В частности, экспертиза показала, что идея совершить преступление у Галявиева возникла именно под воздействием информации из Сети о массовых убийствах, совершенных с применением оружия и взрывных устройств в школах представителями субкультуры «Колумбайн».
«Колумбайн» — школа в американском штате Колорадо. В апреле 1999 года двое учеников старших классов напали на других учащихся и учителей, применив самодельные взрывные устройства и огнестрельное оружие. В результате атаки 13 человек были убиты, 23 были ранены. Нападавшие покончили жизнь самоубийством.
За последний год в России произошло несколько резонансных преступлений в школах и вузах. В мае 18-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в гимназии № 175 в Казани. Погибли девять человек, в том числе семь детей. Галявиеву предъявили обвинение по четырем статьям: в убийстве, изготовлении и хранении взрывчатых веществ, а также в умышленном повреждении чужого имущества. По ним стрелку может грозить пожизненный срок.
Еще одно нападение произошло в сентябре в Перми. Тогда стрельбу на территории вуза открыл студент Пермского государственного национального исследовательского университета. Погибли восемь человек, более 40 пострадали. В декабре выпускник православной гимназии при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове устроил взрыв в учебном заведении. В результате пострадали более десяти человек, никто не погиб.
В ходе пресс-конференции в декабре Владимир Путин заявил, что за последнее время в России были предотвращены более 100 серьезных преступлений в учебных заведениях. «Это трагедии, с которыми мы сталкиваемся, поток идет. Но 100 с лишним предотвращено. 127, по-моему», — сказал он.