Владимир Семенков из Мурома, как следует из материалов дела (есть в распоряжении РБК), приехал в Москву за машиной и 2 апреля в одном из салонов, торгующих подержанными автомобилями, купил микроавтобус Hyundai Starex. За него он отдал в общей сложности 585 тыс. руб., включая комиссионные. Однако, выехав из салона, Семенков проехал всего километр — микроавтобус заглох и больше не заводился. Эксперты станции технического обслуживания ООО «Техцентр Сколково», проведя диагностику Starex, установили, что он в принципе «непригоден для использования», а минимальная стоимость его ремонта составляет почти 240 тыс. руб., то есть около половины цены.
Семенков подал иск о защите прав потребителя и расторжении договора купли-продажи с автосалоном. Однако, рассказывает Алексей Михальчик, предъявить к салону претензии оказалось невозможно — он выступал лишь агентом. Продавцом сломавшегося автобуса, согласно документам, был житель Воронежской области Юрий Турищев. Его истец просил привлечь к делу в качестве третьего лица. Но Турищев, в свою очередь, сообщил, что еще в марте продал микроавтобус некоему Волкову и никакого договора ни с автосалоном, ни с Семенковым не подписывал, а все его подписи в документах, предоставленных истцом, подделаны.
Итог известен: в иске отказано. Как говорится в решении суда — в связи с неопределенностью в вопросе, действительно ли Семенков купил сломанный автобус или машина сломалась уже после покупки.
Эту историю можно считать типичной. Продажа неисправных автомобилей — стандартная схема недобросовестных посредников, говорит адвокат Михальчик. Он уточняет, что по закону продавец несет ответственность за товар: перед оформлением сделки он должен сообщить покупателю все недостатки, этого требуют правила комиссионной торговли и закон «О защите прав потребителей». Именно поэтому салоны выступают всего лишь агентами. В этом случае все споры разрешаются в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса, согласно которым каждая из сторон должна доказывать в суде обстоятельства, на которые ссылается.
Вымытый рынок
По данным агентства «Автостат», с января по сентябрь 2016 года российский рынок подержанных автомобилей вырос на 8% год к году, подобравшись к отметке 3,8 млн машин. При этом первичный рынок продолжает падение. С 2014 года он сократился в два раза: за девять месяцев этого года было продано всего 887 тыс. новых автомобилей. Эксперты считают, что до его восстановления еще далеко, ведь покупательная способность россиян упала. «Цены на машины растут и будут продолжать расти, потому что в пересчете на стоимость в валюте они еще не достигли того уровня, какой был до обвала рубля. Но денег у людей больше не становится, и поэтому рынок испытывает сложности», — объясняет РБК ситуацию директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
При стагнирующем первичном рынке переориентация спроса на автомобили с пробегом привела к быстрому падению качества предложения. «Чтобы сейчас купить по хорошей цене хорошую машину на вторичном рынке, надо хорошо поискать, — говорит Алексей Пономарев, гендиректор специализирующейся на продаже автомобилей с пробегом столичной компании «Кар-инвест». — Все, что было более или менее хорошее и целое, уже куплено».
Он поясняет: если раньше многие после трех лет эксплуатации нового авто выставляли его на продажу, то теперь это происходит гораздо реже. «Люди понимают, что если они сдадут свою машину с пробегом, то на новую им все равно не хватит, — говорит Пономарев. — Еще три года назад человек мог сменить авто на новое и тут же поехать отдохнуть, а теперь надо выбирать — или новая машина, или отдых на море. А многим не хватает денег ни на то, ни на другое».
Салонные игры
Неудивительно, что резко выросло число случаев, когда и покупатели, и продавцы подержанных машин считают себя обманутыми. Претензии предъявляются главным образом к небольшим фирмам-посредникам, работающим с автомобилями с пробегом.
Серое пятиэтажное здание, где располагается салон «Дельта Авто», стоит на обочине Третьего транспортного кольца в районе «Москва-Сити». На подъезде неприметная табличка с названием компании и указанием «3 этаж». На третьем этаже сразу же выход на парковку — по обе стороны ряды машин разных марок и моделей, от малолитражек Hyundai Getz до джипов Porsche.
— Покупаете? Что-то уже присмотрели? Продаете? — материализуется менеджер. После беглого осмотра машины клиента отводят в комнату с тремя столами с ноутбуками — сравнить цены салона с ценами на Auto.ru.
«Нужно заключать договор и ставить машину на продажу в салон. Зачем вам свое объявление в интернете подавать? Перекупщики начнут звонить, цену сбивать, а тут вы сразу цену зафиксируете! — говорит потенциальному клиенту менеджер Андрей. — Вы на машине приехали? Документы у вас с собой?»
Салон предлагает широкий перечень услуг — продать машину, подобрать другую, если не хватит денег — оформить кредит. И парковок у него целых три — на втором, третьем и пятом этажах и на каждой по сотне автомобилей.
«Не нужно тянуть с покупкой машины, лучше в ближайшие дни все сделать! Иначе знаете, как бывает? Ситуация на рынке может измениться! Неизвестно, что будет через неделю», — продолжает нажим на других клиентов менеджер.
По данным СПАРК, компания «Дельта Авто» была создана в ноябре 2014 года. Единственным собственником фирмы сейчас является Светлана Юрьевна Невзорова (по данным СПАРК, ей принадлежат в разных долях еще шесть компаний). И этот автосалон — один из тех, на которые в интернете жалуются особенно часто.
«Два месяца назад я опубликовала в интернете объявление о продаже своего автомобиля Hyundai Getz. Почти сразу же мне позвонили из салона «Дельта Авто», сказали, у них есть покупатель», — рассказывает РБК девушка, попросившая не называть ее имени. Ее немедленно стали убеждать заключить договор; при этом свои услуги автосалон оценивал весьма скромно, в 35 тыс. руб. Эти комиссионные при любом исходе продавец должен выплатить «Дельта Авто».
Вместе с мужем собеседница РБК приехала в «Дельта Авто». «Машину посмотрели, но покупателя нам не показали, якобы из-за того чтобы мы между собой сами не договорились, — рассказывает она. — Сказали, что нам нужно заключить договор, а покупателю — оформить кредит».
«Что касается комиссионных, то менеджеры нас заверили, что это формальность. Мол, эти 35 тыс. уже заплатил покупатель, и с нас денег не возьмут, — говорит девушка. — Когда мы подписали бумаги, они машину забрали, а нас отправили «погулять» на пару часов, пока оформляется кредит».
Когда автовладельцы вернулись, оказалось, что ответа по запросам на кредит еще нет, затем был короткий день, потом выходные, а через неделю им объявили, что покупатель получил отказ на кредит.
«Нам предложили два варианта — оставить машину на продажу в салоне или забрать, но заплатить компании 20 тыс. руб. агентских, — говорит девушка. — Мы оставили автомобиль в салоне и на всякий случай обновили объявление о продаже в интернете. И нам снова позвонили из «Дельта Авто»! Сказали, что уже неделю ищут такую машину для одного из своих клиентов, и тут же предложили приехать на ней к ним в салон для заключения сделки».
Стало ясно, что салон действует по одной и той же стандартной схеме. И машину из него удалось забрать только при помощи участкового, говорит собеседница РБК.
Представители «Дельта Авто» многочисленные жалобы в сети объясняют «происками конкурентов». Николай Никитин, старший менеджер по продажам «Дельта Авто», заявил РБК: «У нас большой салон, более 1200 автомобилей, и у нас много недоброжелателей. А в интернете сейчас может писать кто угодно».
По словам Никитина, негативные отзывы на интернет-форумах и даже судебные иски — привычные издержки конкуренции. «Люди ставят машины к нам на продажу, мы находим покупателей, а потом продавцы срывают сделки, когда покупатели уже кредиты получили. Конечно, мы просим их заплатить агентские, предусмотренные в договоре», — поясняет Никитин.
Он отмечает, что 35–40 тыс. руб. — это вполне скромное вознаграждение, за счет которого и формируется доход салона.
Никитин не согласен и с обвинениями в продаже некачественных машин. «Люди ездят по полгода, а потом предъявляют нам претензии, что у машины что-то не так, — говорит он. — Но наш салон выдает техническую гарантию на год на двигатель и коробку передач, на все машины с 2004 по 2016 год. Она стоит 25 тыс. руб.».
По словам Никитина, время от времени покупатели пытаются хитрить и использовать эту гарантию для полного технического обслуживания — просят поменять лампочки или починить стеклоомыватель. Но таких услуг она не предусматривает, подчеркивает менеджер.
Бумажные хитрости
Как говорят эксперты, другая распространенная уловка на вторичном рынке — когда цена в момент окончательного заключения договора оказывается существенно выше изначальной либо приходится оплачивать множество дополнительных услуг.
Недобросовестные продавцы часто предлагают покупателю внести залог до окончательного подписания договора купли-продажи, рассказывает Алексей Пономарев. В процессе оформления документов цена автомобиля неожиданно начинает расти. «Вы вносите 150–200 тыс. руб., вам составляют предварительный договор купли-продажи, — описывает ситуацию эксперт. — Потом вы смотрите еще раз машину, там все в порядке, подписываете договор, и дальше он отправляется вроде как на подпись руководителю компании. Однако затем в документах выявляется какая-то «ошибочка», и договор приходится переподписывать. Так происходит несколько раз, и в результате итоговая цена на автомобиль может вырасти раза в два. От сделки можно отказаться, конечно, но внесенный залог уже не возвращают».
Сюрпризы могут быть и дальше. «Когда вы идете в кассу оплачивать покупку по подписанному договору, в счет включается оплата «оформления сделки» — 15–20 тыс. руб. Отказаться от навязанной услуги нереально — клиенту сообщают, что без их печати автомобиль из ТЦ не выедет», — говорит эксперт. Порой платить приходится и за доставку автомобилей с верхних ярусов парковки.
По словам адвоката Марата Амалиева, все эти услуги салон обычно оговаривает в договоре, так что с формальной точки зрения претензии предъявить невозможно. «Например, салон указывает в договоре, что обязуется провести предпродажную подготовку, за которую потом требует 150 тыс. руб.», — говорит адвокат.
Бывают случаи, когда в договоре написано совсем не то, что ожидает покупатель, говорит он. «Недавно я консультировал клиента — с ним одна компания вместо кредитного договора подписала договор лизинга, по которому за 140 тыс. руб. выкупила его Mercedes и сдала ему же в аренду. А когда он не смог платить по счетам, ему выставили проценты по 7,5 тыс. руб. за каждый день. Сейчас машину изъяли, а он остался должен еще почти 1 млн руб.», — приводит свежий пример из практики Амалиев.
Добиться возбуждения уголовных дел по таким делам почти невозможно, признают юристы. «В большинстве случаев полиция отказывает в возбуждении уголовного дела и отправляет разбираться в гражданский суд», — говорит Михальчик. Уголовные же дела возбуждаются только в случаях с откровенным мошенничеством — когда салон забрал машину, продал и исчез. Собеседник РБК в руководстве МВД поясняет, что уголовные дела в отношении автомошенников возбуждаются регулярно, но при достаточных основаниях.
Эксперты советуют тщательно вчитываться в условия подписываемых в ходе сделки договоров и всегда требовать у продавцов оригиналы документов на автомобиль. Машины с пробегом обязательно надо проверять по базе ГИБДД.
«Но дело в том, что, когда человек едет покупать машину, то в голове он ее уже купил. Ему жгут карман деньги, поэтому на многие вещи он смотрит сквозь пальцы», — считает Пономарев. И это особенно справедливо, когда покупатели приезжают издалека. Ведь фактически перед ними выбор — либо брать машину на условиях продавца, либо возвращаться домой ни с чем, отмечает эксперт.