Последствия лютой зимы не отразятся на рационе россиян
К счастью, холода оказались милостивее, и, как сообщили эксперты телеканалу РБК в программе "В фокусе", по зерновым культурам потери, по различным оценкам, могут составить 12-18% посевов, а не минимум 30%, как прогнозировалось ранее. Причем потери находятся на уровне многолетних значений – сейчас они на уровне 2003 года. На самом деле посевная сейчас идет такими темпами, что можно только порадоваться. Последние данные, озвученные на "оперативке" у министра Гордеева: засеяно около 25 млн га, - это практически 50% от того, что планировалось. Посевная идет с опережением сроков – свыше 3 млн га превышения по сравнению с прошлым годом.
Сложнее плодоводам, для них морозы оказались более серьезной проблемой, чем для зернового хозяйства, и существенную часть продукции хозяйства они недополучат. Пока не ясно, как это отразится на "фруктовых" ценах. С одной стороны, дефицит плодов и ягод вряд ли возможен, так как доля российского производителя в городском плодовом рынке составляет меньше 10%, климат не тот, и остальные "бананово-лимонные" товары завозятся из теплых стран. Но с другой, сельско-деревенские жители, питавшиеся яблоками, ягодами и другими плодами со своих приусадебных участков (и часть горожан-дачников), хлынут на базары и рынки за товаром. Возросший спрос, в принципе, может спровоцировать временный подъем цен, но все будет зависеть от летне-осенних итогов отечественного урожая и от того, достаточны ли будут для насыщения рынка импортные поставки.
Не согласны аналитики и с сетованиями по поводу потери Россией статуса экспортной зерновой державы. За последние пять лет объемы валового сбора в РФ стабильные, полностью обеспечивающие внутренние потребности, плюс экспортные поставки. По данным на 15 мая, вывезено 11,7 млн тонн прошлого урожая, при прогнозе 12 млн тонн. Прогнозы на новый урожай: от потери озимых экспорт немного сократится, но внутренние запросы будут полностью покрыты. Даже с учетом пессимистичных прогнозов, если экспорт снизится до 5-6 млн тонн, произойдет временное скатывание с позиций. По уровню экспорта пшеницы РФ приближается к первой мировой пятерке экспортеров.
Если на столе российского потребителя последствия зимы серьезно не скажутся, он их, скорее всего, не заметит, а производитель с государственной помощью худо-бедно их преодолеет, то в целом перед сельским хозяйством страны останутся прежние мучительные проблемы. Звучит парадоксально, но основная проблема – что делать с плодами своего труда. По словам вице-президента Российского зернового союза Андрея Славутина, сейчас складывается странная ситуация: по большому счету, нам не надо наращивать производство зерна, а мы с этим не знаем, что делать. Каждая осень – это головная боль крестьянина, куда деть урожай. Пример из новосибирского региона, где 6-7 хозяйств попросту отказываются сеять. "У них долги с предыдущего года, а их затягивают в новые, - говорит А.Славутин. - Потому они не хотят брать кредиты. Проще не сеять вообще".
Таким образом, судя по реакции сельских практиков, прозвучавшей в эфире телеканала РБК, возникает вопрос в действенности упора на льготное кредитование – «конек» национальной приоритетной программы АПК. Интересно, что Минсельхоз рапортует президенту, что после снижения ставки с 16% до 12-14% фермеры выстраиваются за кредитами в очередь. Не радует место страны в элитной пятерке экспортеров зерна и директора совхоза имени Ленина Павла Грудинина. Лучше бы мы не завозили мясо, а возрождали животноводство, производство говядины, согласно приоритетному проекту, считает он. Теряем на селе рабочие места, возим туда-сюда неизвестно зачем зерно и мясо. Ведь если будет больше молока и мяса, соответственно, на экспорт пойдет меньше зерна, так как мы фактически вывозим зерно, чтобы там кормить скот, а потом возим его в страну в виде туш. Используя зерно на внутреннем рынке для нужд животноводства Россия могла бы дополнительно производить 5 млн тонн мяса.
В необходимости льготного кредитования крупных и средних производств, фермерских хозяйств никто не сомневается, но только этого для получения практического эффекта мало. Ориентир селян - фиксированные цены на энергоносители и гарантированные, пусть минимальные, закупочные цены на продукцию. "Когда ты делаешь продукцию, и на нее нет спроса, а ты бегаешь и не знаешь, куда ее деть, и за бесценок отдаешь перекупщикам, то возникает проблема", - говорит П.Грудинин. Пилотный проект развития АПК показывает, что государство повернулось лицом к сельскому хозяйству, считают эксперты. Обещана помощь в льготировании, кредитовании, лимитировании цен на газ, ГСМ, электроэнергию, удобрения и многое другое, что вкладывается в себестоимость сельхозпродукции. Сложнее со сбытом.
Жизнь показывает, что без участия государства на нынешнем этапе не обойтись, так как сам по себе выгодный для села рынок сбыта не складывается. Остались неосуществленными надежды на создание государственной агропромышленной корпорации, которая могла бы гарантировать крестьянам покупку их продукции по твердым минимальным ценам, если ее не удалось продать по более высоким. Так называемые закупочные ценовые интервенции по зерну помогают мало. По разным данным, сейчас было закуплено 1,4 -1,6 млн тонн, что составляет около 5% от урожая, а нужно – 10-15% и более.
"Что мешает государству в начале посевной дать сигнал крестьянину и сказать: дорогой ты мой, мы будем покупать пшеницу, грубо говоря, третий класс – по четыре рубля, четвертый класс – по 3,50, фуражное - по три", - сетует А.Славутин. Эксперт считает, что гарантии госзакупок самым хорошим и надежным стимулом для развития АПК. Вопрос в том, что потребуется выделение денег из бюджета, – именно тут министры и думцы "ломают копья". Так, Дума отклонила, а правительство дало отрицательный отзыв на альтернативный законопроект "О развитии сельского хозяйства", подготовленный группой парламентариев во главе с председателем комитета ГД по аграрным вопросам Геннадием Куликом, в котором были прописаны статьи расходов, составляющие поддержку сельхоза. Причина лежит на поверхности - слишком большие бюджетные траты. Но не только.
В апреле 2006 года был принят в первом чтении рамочный законопроект, подготовленный Минсельхозом, который предполагается на практике совмещать с госпрограммой по поддержке АПК. Правительство и думские власти обещают к последующим чтениям законопроект дополнить "всем лучшим" из альтернативного. Но эксперты считают, что существенных изменений не будет и закон, скорее всего, останется декларативным, лозунговым. Тем самым правительство облегчает себе жизнь, отказываясь от четкой, конкретной ответственности на определенный период. "Прикрепленная" к закону госпрограмма позволит варьировать задачи, траты, инструменты господдержки и т.д. в разное время. Ее предполагается принимать ежегодно или на несколько лет.
Между тем, уставшие от проблем селяне настроены грозно и решительно. Так, выражая их идеи, директор совхоза П.Грудинин, говорит: "Если правительство не изменит отношение к сельскому хозяйству, то надо менять правительство". Пока же можно констатировать тот факт, что за последние 15 лет из оборота выведены и попросту брошены на произвол судьбы 22 млн га плодородных земель, озимых посеяно на 1 млн га меньше, чем раньше.