Пациенты назвали главные проблемы при поездках в поликлинику
Общероссийский народный фронт (ОНФ) провел мониторинг транспортной доступности поликлиник в 94 административных центрах и крупных городах 85 регионов; результаты есть у РБК.
Результаты исследования отражают мнения 1731 респондента, которые рассказали о доступности 316 поликлиник, расположенных в новых микрорайонах или удаленных от центра города районах. Большинство респондентов — граждане в возрасте более 50 лет (47,5%); доля лиц среднего возраста составила 36,9%. Опрос проводился с 6 по 17 декабря 2021 года.
64,3% опрошенных добираются до поликлиник на общественном транспорте. Из их числа, в свою очередь, 87,8% доезжают на автобусе, троллейбусе или трамвае, остальные 12,2% — на маршрутных такси. Из тех, кто пользуется общественным транспортом, у 8,6% дорога занимает от 40 до 60 минут; у 1,7% — более часа. 44,9% указали, что путь занимает менее 20 минут, 44,7% — от 20 до 40 минут.
На личном автомобиле до поликлиник добираются 16,5% респондентов, причем у 1,7% из них путь занимает более часа. При этом 44,1% респондентов сталкиваются с проблемами при поиске парковочного места. Каждый третий из них уточнил, что вблизи поликлиники нет организованной парковки.
Для большинства тех, кто добирался до поликлиники пешком, путь занял
до 20 минут (72,5%), 21,5% указали, что идут в среднем 20–30 минут.
6% опрошенных заявили, что добираются гораздо дольше.
23,3% от числа тех, кто добирается на общественном транспорте, пожаловались на такие проблемы, как несоблюдение расписания движения общественного транспорта (35,1%), отсутствие удобного маршрута, приходится объезжать район (31,3%), неудобное расписание общественного транспорта (26,6%). Граждане также жаловались на переполненность общественного транспорта, старые автобусы, отсутствие условий для проезда инвалидов. Некоторые опрошенные отмечали, что причиной пробок в настоящее время служит несвоевременная расчистка улиц от снега.
В исследовании изучался и маршрут граждан от остановки общественного транспорта до самой поликлиники. Так, треть опрошенных рассказали, что ближайшая к ней остановка расположена в 100–300 м. Еще у четверти респондентов это расстояние превышает 300 м. Практически во всех случаях рядом с остановкой имеется оборудованный пешеходный переход к поликлинике; о его отсутствии заявили только 4% респондентов.
В исследовании ОНФ отмечается, что обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения — один из принципов модернизации первичного звена здравоохранения, предусмотренный постановлением правительства.
«Анализ 85 региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения показал, что большинство из них не включает самостоятельных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и ремонту и строительству дорог, определяющих доступность объектов здравоохранения. Вместе с тем в отсутствие указания на конкретные мероприятия некоторые из программ содержат абстрактную информацию о проведении подобных работ или намерении их осуществления», — рассказал Арсений Беленький, заместитель руководителя исполкома ОНФ. Таким образом, констатирует он, рекомендации правительства по обеспечению доступности медучреждений в регионах «планируются и осуществляются не в полном объеме».
О необходимости модернизации первичного звена здравоохранения в России президент Владимир Путин заявил в 2019 году. Он охарактеризовал ситуацию как кризисную и поручил правительству подготовить принципы модернизации первичного звена здравоохранения к 1 октября, а затем разработать и утвердить в регионах соответствующие программы. Запуск программы был запланирован на 1 июля 2020 года, но его отложили из-за начала пандемии. В итоге она стартовала 1 января 2021-го. В целом на модернизацию первичного звена здравоохранения до 2025 года предусмотрено выделить более 500 млрд руб. из федерального бюджета.