Производители предупредили о риске подорожания соли из-за срыва поставок
Соледобывающие предприятия столкнулись с дефицитом полувагонов, что может грозить срывом поставок. Об этом говорится в письме исполнительного директора «Руспродсоюза» Дмитрия Вострикова главе Минтранса Виталию Савельеву, сообщил «Коммерсантъ».
Как пишет Востриков, на конец марта на железнодорожной сети было 577,7 тыс. полувагонов при потребности рынка в 430–450 тыс. единиц. Однако за последние три месяца ставки на предоставление подвижного состава выросли на 40%, а собственники и операторы резко сократили предложение свободного под загрузку парка, говорится в письме.
По словам Вострикова, собственники вагонов гарантируют соледобывающим предприятиям поставку в количестве почти в два раза меньше потребности. Это уже привело к остановке ряда площадок и угрожает исполнению обязательств перед контрагентами, вплоть до срыва поставок соли пищевым предприятиям, говорится в обращении.
Помимо этого, значительный рост ставок на полувагоны приведет к подорожанию соли для потребителей, поскольку логистика занимает существенную долю в себестоимости продукта, предупредил Востриков. Как пояснил ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов, производств соли в стране немного, площадки расположены в удаленных регионах, поэтому существенную часть цены соли на полке формируют логистика и розничная наценка сетей.
В крупнейшем производителе соли в России — оренбургской «Руссоли» сообщили, что при потребности около 4,5 тыс. полувагонов в месяц собственники гарантируют не более 2,5 тыс. единиц. «Сорваны графики поставок промышленным предприятиям, на объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры. Дальнейшее неудовлетворение потребности различных отраслей может привести к сокращению запасов соли до критического уровня», — предупредил представитель компании.
«Крымский солепромысел» перевел часть отгрузок на автотранспорт, который обходится дороже, сказал коммерческий директор предприятия Вячеслав Князев. По его словам, компания еще не поднимала цены, однако часть дополнительных расходов ляжет на потребителей.
В 2016–2017 годы производители соли также столкнулись с нехваткой вагонов. Тогда это привело к росту цен на перевозку и накоплению продукта на складах. Проблемы возникли из-за снятия старых вагонов и завершились лишь к началу 2019 года, сказал собеседник издания.
Однако нынешний кризис не обоснован рыночными факторами, а вызван «скоординированными действиями» собственников и операторов, которые хотят увеличить свои доходы, считают в «Руспродсоюзе».
В Минтрансе изданию заявили, что рассматривают обращение. РБК отправил запрос в РЖД.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) заявили «Коммерсанту», что в 2019–2020 годах спрос на вагоны существенно сократился, в том числе из-за снижения погрузки и падения цен на уголь, рекордного выпуска новых вагонов и пандемии, а операторы направили часть парка в отстой и сократили ремонтные работы. Со второго квартала этого года спрос на полувагоны, напротив, подскочил из-за увеличения погрузки угля, щебня и стройматериалов, в то время как ставки не достигли даже показателей 2019 года, отметили там. В СОЖТ добавили, что операторы активно восстанавливают убранный парк и в ближайшее время на рынок может вернуться до 20 тыс. полувагонов, что сбалансирует обеспечение погрузки. Производители соли могут решить проблемы с помощью долгосрочных договоров с операторами, добавили в союзе.