Союз ректоров верит в спасение науки через слияние вузов
По мнению генерального секретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, главная цель реорганизации вузов – эволюция качества образования. Экономическая и социальная отдача вуза должна стала выше, чем государственные вложения в него. При этом четкого государственного плана преобразований пока нет.
Укрупнение вузов может дать импульс к развитию регионов. При этом важно, чтобы слияние вузов шло не только по географическому, но и по отраслевому принципу. "Чтобы не потерять этот многообразный вузовский ландшафт, мы предлагаем министерствам (так сложилось, что 20 ведомств России выполняют функции учредителей вузов) запуск программ развития ведомств. Полгода назад Союз ректоров обратился к соответствующим министерствам, и была дана поддержка большинства из них. Это очень важно, это позволит в том числе преодолеть крайнюю территориальную неравномерность и концентрацию на данном этапе ведущих вузов в центре", - считает генеральный секретарь Российского союза ректоров.
Монополия вредна высшей школе, поэтому должна сохраняться соревновательность. "Сейчас мы обладаем уникальным шансом дать вторую жизнь развитию вузов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа, и я думаю, что это очень важно. При этом неверен, на мой взгляд, тезис "Один регион – один вуз". В рамках территории необходима соревновательность и конкуренция, ибо опять же это будет существенным тормозом для регионального развития", - отметила О.Каширина.
Спикеры считают, что конкуренция должна быть не только внутри региона, но и между ними, важной мотивацией здесь станет борьба за финансирование.
Генсек Союза ректоров полагает, что каждому российскому вузу должна быть предоставлена возможность самостоятельного развития. Для этого они должны разработать программу развития, согласовать ее с партнерами в регионе, бизнес-партнерами, региональными властями. И только если в случае если вуз не справляется, может быть поставлена задача его реструктуризации.
В свою очередь ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров подчеркнул, что основная цель преобразований – повышение качества российского образования, которое в последние годы девальвировалось. По его признанию, сегодня существует множество псевдовузов, не дающих качественного образования.
В первую очередь он предлагает заняться объединением московских институтов. Ректор считает, что под эту реформу должны попасть не только государственные, но и негосударственные институты.
Кроме того, важной задачей является сохранение научных школ. "В вузе должны быть серьезные исследования. Должен быть серьезный блок научного учреждения при вузе. Вуз должен реализовать свои разработки, в первую очередь, конечно, для бизнеса, и не забывать государство. Когда мы имеем карликовые вузы численностью 3-4 в лучшем случае тысячи человек, о каких исследованиях можно вести речь?" - заявил ректор Финансового университета.
Председатель совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрий Ендовицкий отметил, что российское высшее образование разбалансировано и не соответствует стратегическим потребностям, а значительное госфинансирование распределяется "подобно икре на бутерброде в привокзальном буфете", что не дает никакого эффекта. Поэтому слияние становится необходимостью, и сейчас речь идет о поиске оптимального алгоритма интеграции. Здесь Россия действует в общемировом тренде – путем укрупнения прошли Испания, Италия, Франция и Япония.
"Мы понимаем, что есть разные модели интеграции. Одна из них – когда навязанное сверху поглощение происходит в добровольном порядке, и вуз приобретает новые статусные позиции, новые материальные, финансовые позиции и сохраняет большинство своих функций, - это так называемое дивизиональное вхождение. Худший вариант, когда вуз растворяется, и тогда возникает очень много социальных рисков. Мы, естественно, прорабатываем все эти вопросы", - заметил Д.Ендовицкий.
Председатель совета ректоров вузов Воронежской области следит за процессом укрупнения в разных регионах. Он признал, что итоги разнятся: где-то объединение дало позитивный эффект, в других регионах процесс оказался искусственным и единой системы не создалось.
Испытавший на себе эту инновацию ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Левин рассказал, что в результате получился транспортный образовательный комплекс, включающий в себя ряд вузов, средние учебные заведения и даже гимназию. Таким образом формируется сквозная система подготовки профильных кадров. По его словам, в ходе укрупнения МИИТА преподаватели уволены не были.
Участники пресс-конференции отметили, что при реорганизации учебных заведений должны защищаться социальные права студентов: учившиеся на бюджете в новых структурах должны обучаться бесплатно, также за ними должны сохраниться места в общежитии. При желании студент сможет перейти в другой вуз, досдав академическую разницу.
Процесс укрупнения вузов воспринимается в академическом сообществе неоднозначно. Так, студенты Московского горного университета и МИСиС сегодня проводят акцию протеста против слияния вузов.