Физики против лирики: с новым школьным стандартом в ВУЗ не попасть
Если первую версию ФГОСа яростно оспаривали гуманитарии, требуя вернуть в число обязательных предметов русский язык, то теперь негодуют математики, физики и биологи. В ответ на их требования разработчики стандарта предлагают ввести курс "Естествознание", объединяющий эти три предмета, - для школьников, которые не выбрали в профиль физику, химию или биологию. РБК спросил преподавателей технических вузов об их отношении к новому ФГОСу и поинтересовался судьбой будущих выпускников, которые захотят получить техобразование.
По мнению профессора кафедры общей физики, советника ректора МФТИ Юрия Самарского, заменить курсом естествознания три науки – "глубоко ошибочное решение". Кроме того, уверен профессор, желающим поступить в технические вузы после школы придется обязательно заниматься дополнительно.
"Слово "естествознание" слишком расплывчато, и доля, например, физики там ничтожна, Это размазывание предметов. Математика, физика и химия должны быть выделены, потому что они являются фундаментом любого образования. Можно знать их хуже, лучше, но они много лет были базой. Почему сейчас нужно это разрушать, мне непонятно", - подчеркнул Ю.Самарский.
Профессор также отметил, что данная инициатива для российского образования уже не нова. "И Чубайс, и Гайдар в свое время говорили о гуманизации образования. Вот эта гуманизация превратилась в абсурд, – считает Ю.Самарский. - Число часов на физику и так давно уменьшилось. Математику пока более-менее стараются не обижать, но два часа в неделю на физику в школах – смешно даже говорить об этом".
С коллегой из МФТИ согласился доктор физико-математических наук, профессор МГУ Андрей Савельев-Трофимов, отметив, что "уровень подготовки в школах по этим предметам без того очень низкий".
"Я думаю, что в школе никакое слияние этих предметов невозможно, а возможно только в университете, и то на старших курсах. А на школьном уровне слияние знаний бесполезно, эти вещи слишком разные", - объяснил А.Савельев-Трофимов.
Того же мнения придерживается и преподаватель кафедры анализа данных и искусственного интеллекта ГУ ВШЭ Дмитрий Игнатов.
"Заведомо ясно, что человек, который не знает физики в элементарном объеме, который курс естествознания дать не может, уравнений, формул, не может решать задачи, - это делает его неконкурентоспособным при поступлении в технические вузы, - считает Д.Игнатов. - Это базовые научные дисциплины, без которых картина мира не может быть полной, будут только базовые знания на уровне начальной школы".