Брат погибшего в казанском отделе полиции пожаловался в Страсбург
Житель Казани Сергей Дроздов, чей брат Павел скончался в феврале 2012 года в отделе полиции «Юдино», обратился в Европейский суд по правам человека. Как отмечается в жалобе, которую подготовил юрист правозащитной организации «Зона права» Андрей Сучков, российские власти нарушили право на жизнь и запрет на пытки (ст. 2 и 3 Европейской конвенции по правам человека). Копия обращения есть в распоряжении РБК.
Заместитель директора Казанского техникума железнодорожного транспорта 45-летний Павел Дроздов был задержан в кафе за мелкое хулиганство. По мнению полицейских, он находился в состоянии алкогольного опьянения, «выражался нецензурной бранью, повредил имущество кафе и приставал к посетительнице». Через несколько часов после задержания в камеру к Дроздову вошли пятеро полицейских — Сергей Петикин, Алексей Петикин, Эдуард Болгаров, Андрей Маркунин и Олег Бачурин (один из них позднее, по данным Life, покончил с собой). Свой визит к задержанному они объяснили необходимостью «пресечь его действия, которые им показались агрессивными».
Дальнейшие события записала камера видеонаблюдения, фрагмент записи опубликован на Youtube. Сотрудники МВД сильно избили Дроздова и связали «ласточкой»: положили на живот, закрепили запястья наручниками за спиной, согнули ему ноги в коленях и привязали ремнем к рукам. «В такой позе у человека происходит растяжение связок суставов рук и ног, оказывается давление на позвоночник, что причиняет сильную физическую боль. Данный вид пыток широко распространен в полиции России, поскольку не оставляет телесных повреждений», — говорится в тексте жалобы.
В таком положении Дроздов провел около 20 минут. Затем полицейские заметили, что задержанный не подает признаков жизни. Приехавшая через девять минут скорая констатировала его смерть. В тот же вечер следователи СКР составили рапорт, в котором отметили, что полицейские из отдела «Юдино» нарушили закон. Позднее судмедэкспертиза установила, что Дроздов умер от патологии поджелудочной железы. У него также обнаружили отек мозга и легких, многочисленные кровоподтеки и ссадины. Спустя месяц следователи отказались возбуждать дело в отношении полицейских, подчеркнув, что те применили физическую силу для усмирения и действовали в рамках закона. Постановление об отказе отменил прокурор, но еще через несколько дней следствие вновь отказало в расследовании инцидента.
Так повторялось еще трижды и текст каждого следующего постановления дублировал предыдущее, утверждается в жалобе. «Следователи приводят очень странные основания для отказа: например, невозможность доказать, что связывание причинило задержанному сильную физическую боль», — пояснил РБК Сучков. В одном из постановлений было указано: «Связывание в позе «ласточки» не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами, и в этой части полицейские допустили превышение своих полномочий, однако, по мнению следователя, полицейские не желали причинить физическую боль Павлу Дроздову или унизить его человеческое достоинство».
«Заявитель считает, что пятилетняя волокита следствия, четыре постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, три постановления о прекращении уголовного дела, которые последовательно были признаны незаконными и необоснованными по его инициативе и инициативе его представителя, свидетельствуют о неэффективности правовой защиты нарушенных прав», — говорится в жалобе.
Полиция Татарстана стала широко известна в связи с пытками и избиениями задержанных в 2012 году. Тогда после изнасилования бутылкой из-под шампанского в казанском ОП «Дальний» скончался задержанный Сергей Назаров. Всего пострадавшими от произвола в ОП «Дальний» были признаны 14 человек. Летом 2014 года полицейские из этого отдела получили от двух до 15 лет колонии. В феврале 2015 года Верховный суд Татарстана смягчил наказание восьмерым осужденным.
Всего за 2012 год в отношении полицейских Татарстана было возбуждено 117 уголовных дел, и это вдвое больше, чем годом ранее. Как рассказывали тогда правозащитники, после случая с Назаровым была заведена серия уголовных дел в отношении сотрудников казанских отделов полиции «Юдино», «Дербышки» «Танкодром», «Авиастроительный», «Зареченский».